Бизнес Экономика Владимир Страшко, вице-президент ТПП РФ: «Если так дальше будет продолжаться, то малый бизнес погибнет»

Владимир Страшко, вице-президент ТПП РФ: «Если так дальше будет продолжаться, то малый бизнес погибнет»

Бизнес в России испытывает стресс за стрессом. Количество малых предприятий в стране продолжает сокращаться. Основная причина – постоянные законодательные новшества и нестабильная экономическая ситуация в стране. Неопределенность сохраняется и на 2015 год. Будет ли государство придерживаться принципа «не навреди» и какие конкретные шаги по улучшению бизнес-климата в стране будут предприняты, рассказал вице-президент Торгово-промышленной палаты России Владимир Страшко.

– В связи с непростыми экономическими условиями в стране как ТПП РФ будет отстаивать права бизнеса?

– Наша главная задача сейчас, которую мы реализуем – подвергать оценке регулирующего воздействия все проекты законодательных актов. Что это значит? Самое главное, мы придерживаемся принципа «не навреди». Я могу привести пример. Есть законодательный проект, который наделал много шума на всю страну, посвященный так называемым налоговым сборам. По существу получается, что в Государственной думе, в нарушение всех регламентов, под другой законопроект хотели провести, мягко выражаясь, вопрос, связанный со сборами налогов на 22 вида деятельности. Мы посчитали, что это безобразие, вовремя ухватились за это дело и, по сути, остановили. По результатам проведенного нами опроса малого и среднего бизнеса во всех регионах страны мы пришли к выводу, что эта идея может попросту загубить весь малый бизнес.

Поэтому сегодня в качестве эксперимента эти налоговые сборы разрешены только в Москве и только на торговлю. Я хочу назвать аргументацию, которую привела Москва, почему это необходимо и почему они все же поддержали эту идею. По их словам, большие торговые сети показывают очень маленькую цифру сбора по налогам. Что за этим стоит – не знаю. Но они полагают, что здесь есть сознательный уход от налогов. Возможно такое? Возможно. Еще раз повторяю – не берусь судить. Поэтому они хотят в зависимости от объема торговых площадей сделать более жесткий налоговый сбор и увеличить таким образом поступления в бюджет города Москвы. Но это эксперимент. И начнется он со второй половины 2015 года. Посмотрим. Если он даст результат, то, возможно, что он получит распространение и в регионах. Поэтому сейчас необходимо следить за непростой экономической ситуацией и улавливать все нюансы, которые бы способствовали и развитию бизнеса, и развитию экономики нашего государства. Мы за этим следим.

– Сейчас практически все следят за непростой экономической ситуацией в стране, и затянувшаяся неопределенность сеет панику. Как вы считаете, есть ли повод для оптимизма сегодня?

– Я считаю, что в жизни человека всегда должно быть место оптимизму. Это самое лучшее, что способствует нормальной жизни, зоровью и долголетию человека. Лично я не почувствовал какой-то паники, кроме того, что гречку скупают. Поэтому я не вижу поводов для пессимизма. Относительно самого главного вопроса на сегодня – валютного – то мне кажется, что здесь руководство страны очень своевременно сработало, в том числе и банковская структура, которая немного отпустила рубль. За счет того, что есть валютные запасы, за счет того, что нефть продается пусть и по заниженной цене, но при той курсовой разнице, которая есть совршенноя ясно, что рублевый бюджет наполнится и социальные выплаты будут.

Проблемы есть. Да. Есть рост цен, есть девальвация, есть некоторые проблемы у бизнеса и даже у государственных корпораций, тех, которые имеют контракты на поставки из-за рубежа. Ясно совершенно, что за один доллар сегодня приходится платить огромные деньги и это однозначно приведет к изменениям в структуре бизнеса. Но еще раз хочу отметить, что какой-то паники я не вижу, в том числе и среди бизнеса.

– А как быть с сокращением числа представителей малого бизнеса? Не это ли признак паники?

– Мы проанализировали динамику малого и среднего предпринимательства за последние годы. Получилось, что у нас до 2012 года шло небольшое, но увеличение. Как по количеству малых предприятий, так и по количеству рабочих мест. А начиная с 2012 года пошло снижение. Оно небольшое 1,6%, но это снижение. Это произошло по нескольким причинам.

Первый удар – страховые взносы. Я считаю, что это было не очень продуманное решение, которое, конечно, резко ударило по малому бизнесу. Второе – у нас есть ряд нормативных документов, которые должны способствовать развитию малого бизнеса, но они очень плохо выполняются. В том числе по предоставлению площадей, продаже площадей и целый ряд других. В третьих, налоговые сборы. Даже при учете того, что законопроект не был введен в действие, он нанес очередной непоправимый моральный ущерб. У людей сформировалось стойкое неверие и нежелание вкладывать деньги в бизнес: а вдруг что-то еще произойдет?

ТПП РФ вместе с другими бизнес-объединениями донесли до президента Владимира Путина, что если так дальше будет продолжаться, то малый бизнес погибнет. Я глубоко убежден, что 4 декабря будет послание президента, в котором прозвучит ответ. Более того, мы готовим предложение президенту о том, что нужно действительно сделать, чтобы к 2020 году доля МСБ составляла 50% ВВП (в 2014 году доля МСБ 20% ВВП). Необходимы меры не только законодательного характера, но и директивные решения с контрольными цифрами. Например, у корпорации с государственным участием доля продукции должна быть не ниже определенного процента, а доля малых предприятий, которые делают необходимые комплектующие для госкорпораций, также не ниже определенной отметки. Это основное направление развития малого и среднего бизнеса, я считаю.

– Тем не менее, помимо нежелания вкладывать деньги в бизнес, есть и реальные убытки, которые несут бизнесмены, участники ВЭД. Государство как-то намерено помогать им?

– Как мне кажется, под санкции все же попали крупные компании. Малый бизнес – единичные случаи. Будет ли помогать им государство? Что такое помочь бизнесу – это значит взять деньги из бюджета и отдать. В то же время мы говорим, что есть социальные программы, есть инвестиционные проекты, которые нужно реализовывать. Поэтому я бы здесь ответил так, что помогать надо, но вдумчиво. Есть и другие варианты помощи – как можно быстрее урегулировать вопросы со снятием санкций. Я хочу отметить, что многие международные бизнес-объединения, с которыми у нас не прекращаются контакты, уверены в том, что санкции ничего хорошего не дают. Ни Европейскому союзу, ни России. И ТПП РФ сейчас прикладывает много усилий, чтобы не терять деловые контакты с другими бизнес-объединениями зарубежных стран и поднимать вопрос перед руководителями этих стран о необходимости скорейшего снятия санкций, которые тормозят развитие.

– Стоит ли ждать изменений в скором будущем?

– Надежда всегда есть. И даже весьма конкретная.

– В таком случае, если отмена санкций не за горами, то что делать представителям отечественного АПК, которые сейчас вложились в бизнес с перспективой на импортозамещение в ближайшие два-три года?

– Мы сегодня бессознательно и несправедливо унижаем отечественного производителя. Подавляющее большинство потребителей уверены, что если продукт иностранной марки, то это лучше, чем отечественный товар. Но это не всегда так. С продуктами все намного проще сейчас. Народ уже понял, что к чему. В остальном, нам нужно уважать отечественного производителя, который может и делает продукцию высшего качества, с отличными техническими характеристиками, соответствующую всем мировым стандартам и при этом на порядок дешевле зарубежных аналогов. Нам нужно в первую очередь перебороть в себе это предвзятое отношение и недоверие.

Когда мы говорим о долгосрочном импортозамещении, мы должны помнить, что всем, в том числе представителям агропромышленного комплекса, была дана установка прежде всего на качество и конкурентоспособность. Если это требование будет выполнено, то отмена санкций ни потеснит отечественного производителя с полок магазинов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
13
ТОП 5
Мнение
«Еще немного — и затеряются в прошлом»: чем интересны заброшенные здания и бункеры под Архангельском
Юрий Скородумов
Корреспондент
Мнение
«Мужик грозил ножом, женщины кидались с кулаками»: случаи в такси, от которых ни один водитель не застрахован
Наталья
Мнение
«Город разобщает, в городе начинаешь лениться»: северянка рассказала, почему хочет жить в деревне
Мария Вершинина
Журналистка из Архангельска
Мнение
И никакого гипноза. Бывший опер рассказал о тайной формуле, по которой «капитаны ФСБ» лишают россиян жилья и денег
Сергей Колосовский
адвокат
Мнение
Когда преследует она: откровенный рассказ пострадавшего от сталкерши
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Рекомендуем
Объявления