16 марта в 8:00 по московскому времени президент России Владимир Путин отдал приказ привести Северный флот в полную боевую готовность. Одновременно началась внезапная проверка боеготовности отдельных соединений Западного военного округа и некоторых частей Воздушно-десантных войск. По официальным данным, в мероприятии участвуют 38 тысяч военнослужащих, задействовано более трех тысяч единиц военной техники.
Корреспондент Петр Иванов решил «Пока никого нет дома» провести собственную внезапную инспекцию боеготовности солдатского быта в одной из военных частей Архангельской области.
Эффектно и неожиданно появиться в военной части мне, конечно, не позволил строгий порядок допуска гражданских лиц на военный объект. Даже после того, как я предъявил паспорт и заранее оформленное разрешение, военнослужащий на КПП не спешил меня пропускать. Несколько звонков, еще один строгий взгляд, и только после этого: «Здравствуйте! Проходите, пожалуйста. Вам нужно пройти прямо, а потом повернуть направо, там вас встретят».
Я прошёл по расчищенной от снега дорожке, послушно свернул направо, и там меня встретил приставленный ко мне сопровождающий – рядовой Иван Иванов (имя изменено): «Добрый день, – улыбнулся он, – вы как раз вовремя – у нас обед!». После этих слов настроение у меня сразу улучшилось.
Иван привел меня в столовую, за закрытыми дверями которой я был готов увидеть все, что угодно, но только не роту или даже две солдат. Как мне пояснили позже, в масштабных учениях принимают участие далеко не все военнослужащие и даже не все части Северного флота. В это время работа идет в повседневном режиме: солдаты занимаются боевой и физической подготовкой.
Мы с Иваном взяли подносы и пристроились в конец очереди к раздаче. Сначала выбор холодных закусок: салаты, овощи, соусы; затем напитки: кофе, чай, морс, сок; дальше – выпечка. Потом нас встретили улыбающиеся, «чистенькие, беленькие» работники столовой, которые предложили первые и вторые блюда: супы, котлеты, мясо, картошка, макароны, гречка – прям как «на гражданке».
«Да, кормят нас здесь, как дома, может, даже лучше, – заметил мой сопровождающий, – я лично набрал четыре кг. Родная мама не узнает! А еще недавно проходили дни национальной кухни: грузинские, татарские, финские – как будто в ресторан целую неделю ходили». Вместе с Иваном мы сели за стол, и я еще немного огляделся: солдаты двигаются вдоль линии раздачи, некоторые, поставив поднос на стол, возвращаются к салат-бару, потому что все сразу унести попросту не удаётся.
В непростых, мягко говоря, климатических условиях, учитывая постоянные физические нагрузки, военнослужащим на Севере просто необходимо питаться сытно и разнообразно. С поставленной таким образом задачей хорошо справляются профессиональные повара. Я так наелся, что боялся, моя «внезапная проверка» закончится, так и не начавшись. А добродушная женщина повар еще предлагала мне вслед добавки.
Мне разрешили заглянуть в святая святых столовой – кухню. В холодном и горячем цехах работа практически не останавливается с 6 утра до 12 ночи. Накормить завтраком, обедом и ужином целую военную часть не так-то просто. Несколько лет назад солдат отправляли в наряды на кухню. Теперь же вопросами организации питания в армии занимаются сторонние организации. И, по-моему, это правильно – каждый должен заниматься своим делом: солдаты – боевой подготовкой, специалисты столовой – приготовлением еды.
Санитарный врач столовой рассказала мне о тонкостях своей специальности: «За полчаса до подачи пищи я в обязательном порядке снимаю пробу. Оцениваю качество приготовления – достаточно ли в блюде всех необходимых ингредиентов. Если меня что-то не устраивает, например, в каше не хватает соли, то у повара еще остается время это исправить. Правда, на моей памяти такого еще не случалось, потому что здесь работают настоящие профессионалы. Лучшее тому подтверждение – пустые тарелки, которые оставляют наши ребята после приема пищи».
Как говорится: «После вкусного обеда…», и Иван как раз предложил пройти в казарму. Но на рабочем месте, как и на посту, спать не положено, поэтому цель моего визита осталась прежней: независимая и непредвзятая инспекция солдатского быта.
Когда я попал в помещение, где военнослужащие отдыхают и проводят свободное время, мне объяснили, что казармы после реформы 2008 года принято называть спальным помещением. Переименовали их не просто так, сейчас места отдыха по уровню комфорта стали ближе к домашней обстановке. Вместо двухуровневых спальных мест новые кровати, в самом помещении тепло и уютно. Есть комната, где стоит холодильник, плита, микроволновка и несколько стиральных машин. Оборудованы душевые комнаты. Судя по просьбе Ивана прислать ему на электронную почту ссылку на статью, доступ к компьютеру у солдат тоже есть. «В общем, хоть сейчас заезжай и живи», – подумал я.
Следующий в программе «проверки» – медпункт. Больных или простуженных там не было, поэтому условий карантина мы не нарушили. «Я перед самым новым годом болел неделю, грипповал, – поделился со мной мой провожатый, – но в этом даже были свои плюсы – давали дополнительные порции фруктов и йогуртов». Ежегодно в сезон заболевания ОРВИ в части принимаются меры по профилактике: военнослужащим измеряют температуру три раза в день и назначают профилактические препараты. Заботятся о солдатах квалифицированные врачи.
По дороге к КПП Иван также показал мне плац, где военнослужащие проводят большую часть времени.
«Вообще, напишите правду: у нас все хорошо. Мы вот с парнями даже подумываем в контрактники податься. Но пока очень хочется все-таки побывать на таких же масштабных учениях, как сейчас проходят».
….
Иван, ссылку я тебе выслал, как и обещал. Спасибо, что провел экскурсию по военной части. Надеюсь, мой репортаж тебе понравится. В нём я описал далеко не все увиденное. Но тем лучше – остался большой задел на следующую внезапную проверку в недалеком будущем, и надеюсь, в следующий раз, тебя «не будет дома», ты будешь на учениях, куда ты так стремишься попасть.