Почти половина российских компаний (40%) еще не пересмотрели расходы в связи с кризисом, показали результаты исследования, проведенного компанией WorkService. Однако сокращающаяся прибыль заставляет отечественный бизнес искать все новые пути оптимизации расходов и способы пережить сложные времена.
Компания WorkService провела исследование с целью выяснить, на чем экономит бизнес: сокращают ли персонал, отказываются ли от корпоративов или переезжают в офис меньшей площади. На вопросы отвечали представители самых разных отраслей бизнеса из нескольких регионов России. Их ответы отражают общую ситуацию в отечественных компаниях.
Расходы на персонал – значительная часть бюджета любой компании. Неудивительно, что их стараются оптимизировать в первую очередь. Примечательно, что самые распространенные ответы напрямую затронули финансовые интересы сотрудников компаний: «Стараемся использовать сильные стороны каждого сотрудника для улучшения работы», «Сократили штат за счет совмещения должностей», «Нанимаем более способных работников, чтобы не платить непродуктивным», «Перешли на неполную рабочую неделю, сократив зарплату». А некоторые наемные работники были вынуждены согласиться отработать месяц бесплатно.
Значительно сокращаются в условиях кризиса и рекламные бюджеты. Если еще год назад большинство компаний свободно могли увеличивать расходы на прямую и имиджевую рекламу, то сегодня большинство опрошенных признаются, что вынуждены искать альтернативные (бесплатные или более дешевые) способы взаимодействия с потенциальными клиентами.
В кризис приходится экономить и на офисных расходах. Так, опрос показал, что многие компании вынуждены были отказаться от корпоративных мероприятий, а некоторым пришлось искать новый, более дешевый, офис.
Фото: Инфографика Эдуарда Фадюшина