RU29
Погода

Сейчас-8°C

Сейчас в Архангельске
Погода-8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -12

0 м/c,

759мм 85%
Подробнее
3 Пробки
USD 103,44
EUR 106,25
Бизнес Экономика Ждать ли новых валютных скачков?

Ждать ли новых валютных скачков?

Восстановление курса национальной валюты вселило во многих россиян надежду на скорый выход из кризиса. Оправдается ли двухлетний прогноз по преодолению экономической турбулентности, чем опасен крепкий рубль и почему региональные банки в зоне риска, рассказал замдиректора департамента управления активами УК «Альфа-капитал» Евгений Кочемазов.

– Евгений, что происходит с валютой? Почему рубль так резко падал зимой?

– То, что мы видим сейчас, – зеркальное отражение декабрьского процесса. Валютный рынок – самый ликвидный рынок, поэтому когда идут потоки из страны или в нее, это прежде всего отражается на валюте. В декабре был мощный исход западных инвесторов из российских активов. Компании, увидев, что валюта растет, начали перекладывать свои средства и переводить рублевые счета в валюту. Динамику увидело население и последовало их примеру. Люди на самом деле очень серьезная движущая сила, которая одномоментно может купить 10-20 млрд долларов. Рубль сильно упал. Банк России поднял ключевую ставку до 17 пунктов и провел ряд мер, связанных с обеспечением доступа банков к валютному фондированию (то самое валютное репо и финансирование под залог валютных кредитов). Регулятор реализовал правильную меру. Сейчас все возвращается на круги своя – рубль начал укрепляться.

– Многие эксперты не очень рады этому укреплению рубля. Почему он начал так резко расти?

– Сейчас ключевая ставка составляет 14%. Это значит, что банки могут занимать доллары под 1-1,5% и вкладывать в рубли под 14%. Все это двигает курс рубля выше по отношению к доллару. Эти люди зарабатывают не только на разнице процентных ставок, но и на приросте стоимости валюты. Это видит остальной рынок и делает то же самое. А плохо чрезмерное укрепление рубля почему? Во-первых, потому что девальвация нацвалюты в условиях, когда наша страна чисто экспортер, хороша для экономики. Во-вторых, экспортеры при крепком рубле теряют то колоссальное преимущество, которое получили в декабре.

Другой аспект связан с бюджетом. Считается, что наш бюджет бездефицитен – на уровне стоимости нефти в 3600 рублей: если нефть стоит 60 рублей, то справедливый курс рубля тоже должен быть 60. Но проблема в том, что эта модель не работает, когда идут потоки валюты, как лавина. Поэтому я считаю, что в ближайшие три-четыре месяца курс будет держаться в диапазоне 47–55 рублей за доллар. Я не жду возвращения к курсу 60 рублей за доллар. Равновесная точка сейчас – это 50 плюс-минус. Что будет дальше – зависит от огромного количества факторов. К тому же не будем забывать, что курс валюты хоть и зависит от политики ЦБ, но все-таки находится в свободном плавании и зависит от рыночных настроений.

– То есть стабильности можно не ждать? Сколько еще будут эти скачки?

– В прошлом году, когда ЦБ объявил о том, что переводит курс рубля в свободное плавание, все гадали, что же будет. Кто-то давал апокалиптические прогнозы из разряда 100 рублей за доллар. Но все четко понимали – будет высокая волатильность. И если раньше курс скакал на 20-30 копеек, то теперь это 1,5-2 рубля. Мой прогноз 47–55 рублей за доллар имеет все-таки широкий диапазон. Наверное, при текущих ценах на нефть я буду покупать при курсе 45. Разброс движения, уверен, будет постепенно сужаться, но предугадать, где мы будем к концу года, практически невозможно.

– В декабре мы наблюдали в банках ажиотажную скупку валюты. Причем покупали все, даже студенты и пенсионеры. Как вы считаете, стоит ли обычным гражданам со средним достатком связываться с валютой ?

– Нужно понимать, зачем человеку валюта. В декабре на общей панике люди покупали по 70-80 рублей за доллар в надежде, что он станет 150 рублей. Почему и как это произойдет, никто не думал. Теперь доллар стоит 50 рублей. Причем некоторые даже не ездят за границу, зачем им нужна была валюта? Я считаю, что часть сбережений должна быть в валюте, но большая часть – в рублях. Тем более, учитывая, что ЦБ постепенно снижает ставку в рублях в длинных облигациях, депозиты в банках по-прежнему можно найти с высокой доходностью.

Какую-то часть, конечно, в зависимости от диспозиции каждого человека, частоты его выездов за рубеж, необходимости покупать импортные товары, стоит держать в валюте. Покупать сейчас лучше маленькими частями и заходить на курсе 50. Главное, делать это осознанно. Как показывает практика, спекулируя на ритейловых суммах, население чаще проигрывает, чем обогащается. Лучше всего сделать инвестирование систематичным – каждый квартал, месяц. Причем делать это можно, не только покупая валюту, но и вкладывая в долларовые инструменты, например, в паевые инвестиционные фонды, инвестирующие в валютные облигации.

За счет этой систематичности сбережения получат усреднение валютного курса, при этом прирост капитала обеспечен за счет того, что облигации – инструмент с фиксированной доходностью. Еще совет – не рассчитывайте на быструю доходность. Прибыль – это результат системного процесса инвестирования на длительном периоде времени.

– Банки сегодня тема не менее актуальная, чем валюта. Буквально на днях регулятор отозвал лицензии еще у нескольких банков. Как же вкладывать свои деньги без опаски?

– Мое глубокое убеждение – нужно переходить в более надежные финансовые институты. Это, естественно, госбанки и крупные коммерческие учреждения, входящие в топ-10. И лучше пожертвовать 1-2% доходности, но иметь более защищенную позицию. Время крупных депозитов в небольших банках закончилось. Причем, я не стал бы рассматривать даже региональные банки. Безусловно, определенная специфика у них есть, но при этом качество активов также ухудшается. У них ограничен доступ к фондированию. Учитывая, что в последнее время идут разговоры о том, чтобы вкладчики разделяли ответственность при выборе менее слабых финансовых институтов, региональные банки рискуют столкнуться с оттоком пассивов.

На мой взгляд, в России слишком много банков для нашей экономики. Поэтому уменьшение количества банков – это оправданная тенденция. Сейчас их порядка 800, а в самый раз – 150-200. Вот смотрите, есть некий объем активов в финансовой системе. Одно дело, когда он распределяется по восьми сотням банков, другое – по 200. Помимо закрытия банков, полагаю, на региональном уровне будет активнее идти процесс консолидации с крупными универсальными банками. Думаю, это будет тренд ближайшего года, так как пока мы не прошли пик роста плохих долгов. Небольшие банки сегодня кредитуют торговлю и недвижимость, а это те отрасли, которые страдают больше всего из-за девальвации и сокращения потребительского спроса. Боюсь, в скором времени мы увидим резкое увеличение неплатежей и просрочек.

– И когда, на ваш взгляд, ситуация устаканится?

– Мне кажется, что год-полтора – это тот срок, за который все должно стабилизироваться. Инфляция, по последним данным, год к году составляет 17% – мы находимся на пике. А средняя стоимость кредитов в регионах 22–25% при ключевой ставке в 14%. Сложно представить, что малый и средний бизнес будет рентабельным при такой стоимости финансирования. Поэтому какое-то время процесс ухудшения кредитного портфеля будет продолжаться. Мой базовый прогноз, что к концу года ключевая ставка будет в диапазоне 9–11%. А значит будет снижаться стоимость финансирования, банки вернутся к кредитованию бизнеса. Пик плохих кредитов и напряженности в банковском секторе продлится еще три-четыре месяца. Как только мы увидим в отчетности, что динамика роста плохих кредитов приостановилась, и это совпадает с нормализацией кредитно-денежной политики Банка России, тогда плохой период пройден. При условии структурных реформ и отсутствии шоков экономика имеет все шансы выбраться в следующем году.

Банковская карьера Евгения Кочемазова берет отсчет с начала 2000-х годов. После стажировки в Maple Bank GmbH во Франкфурте-на-Майне и инвестбанковском подразделении Raiffeisen Zentralbank занял позицию аналитика ВТБ. Работал в «Уралсибе», затем перешел на должность руководителя управления по работе с инструментами с фиксированной доходностью в «Атон-Менеджменте». До прихода в УК «Альфа-Капитал» был трейдером в российском подразделении банка HSBC. Объем сделок, в которых Евгений принимал участие, составляет более десяти млрд долларов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
27
ТОП 5
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе
Михаил Швалёв
Самозанятый, водитель-партнёр «Яндекс Такси»
Мнение
Работа в −50, алкоголь и тоска по дому: нефтяник — о том, как празднуют Новый год на вахте
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Становится приятнее возвращаться домой»: организатор пространства рассказала, как правильно расхламляться
Анастасия Карачаровская
Мнение
Вы это замечали? Наблюдения за Архангельском — в итоговом фоторепортаже года
Иван Митюшёв
Фотография
Рекомендуем
Объявления