Кризис вынудил экономить не только потребителей, но и производителей товаров. Кто-то экономит на упаковке, а кто-то использует более дешевое сырье и выпускает продукцию собственных торговых марок, не тратясь на раскрутку бренда. Нередки и случаи фальсификации, когда реальный состав отличается от списка ингредиентов на упаковке. К сожалению, привлечь в таком случае к ответственности производителя сложно.
В отличие от последних нескольких лет, когда россияне активно покупали товары высокой ценовой категории лучшего качества (в более удобной упаковке, более простые в приготовлении), все чаще они останавливают выбор на более доступных товарах. Все это вкупе с ростом себестоимости продукции вынуждает производителей и торговые сети также подстраиваться, отмечают эксперты компании PwC в исследовании «Экономический спад в России: взгляд под углом 360°». Ответной реакцией ряда производителей на такое изменение спроса стало то, что многие передовые компании стали выпускать новые товары, изготовленные из более дешевых ингредиентов. Изменить тактику пришлось и ритейлерам: они также предлагают более дешевую продукцию и снижают общий уровень цен.
Ряд ритейлеров делают ставку на товары собственной марки, так как цены на них можно снизить прямо на полке, при этом сохранив рентабельность на приемлемом уровне. Впрочем, так поступают и производители, которые изменяют второстепенные компоненты своей продукции и наращивают объемы выпуска товаров под собственной торговой маркой. Такие меры, по мнению экспертов PwC, вполне предсказуемы, однако если экономия на таких второстепенных компонентах, как упаковка (особенно транспортная), представляет собой меру, практически лишенную риска, то экспериментирование со спецификацией самой продукции может дать результат, обратный желаемому, поскольку покупатели заметят изменения и, скорее всего, не одобрят их.
Экономия на ингредиентах практикуется во многих сферах. Например, некоторые производители шоколада заменяют тертое какао на более дешевый субпродукт – какао-порошок, а вместо масла какао используют эквиваленты жиров. В кабачковую икру стали добавлять муку и другие наполнители, в томатной пасте в качестве загустителя снова стали использовать крахмал, а производители чая переходят на более дешевое сырье и уменьшают вес чайного пакетика, пишут «Ведомости» со ссылкой на собеседника, близкого к «Руспродсоюзу».
Впрочем, наряду с относительно «безобидными» способами встречаются и более опасные. Так, эксперты отмечают существенный рост фальсифицированных продуктов, не отвечающих ГОСТам и техническим регламентам, а указанный на их упаковке состав не соответствует содержанию.
По мнению члена Общественной палаты РФ Владимира Слепака, особое беспокойство вызывает фальсификация медикаментов и продуктов питания, угрожающая здоровью и жизни людей. «Необходимо отметить присутствующую повсеместно информационную фальсификацию с помощью фирменной упаковки, тут «качественная» подделка позволяет быстро сбывать практически любой товар», – добавляет он. Остановить такую практику, по его словам, способно лишь ужесточение законодательства в этом вопросе.
С одной стороны, потребитель и сегодня может привлечь к ответственности недобросовестного производителя. Другое дело, что разница во вкусе не всегда очевидна, а чтобы наказать компанию, необходимы более веские доказательства. «Нужно как минимум доказать, что состав не соответствует заявленному или нарушен порядок ингредиентов, а это можно сделать только в рамках лабораторного исследования», – отмечает начальник юридического отдела РОО «Республиканское объединение защиты прав потребителей РБ» Наталья Николаева.
Если же речь идет о нанесенном вреде здоровью, когда покупатель отравился тем или иным продуктом, по словам Натальи Николаевой, действовать стоит по следующей схеме. В первую очередь нужно обратиться в медицинскую организацию и зафиксировать факт отравления. Затем заявить в Роспотребнадзор, причем сделать это следует в ближайшие два-три дня, чтобы эксперты успели проверить именно ту продукцию, которая, вероятно, стала причиной отравления. Потребитель также может обратиться с претензией в адрес недобросовестного производителя и потребовать выплатить компенсацию за понесенные материальные затраты и моральный вред. Если же конфликт в добровольном порядке не урегулирован, потребитель имеет право обратиться в суд, в данном случае обращение в контролирующие органы станет дополнительным доказательством в суде.
Добавим, как констатируют эксперты PwC, характер потребительского спроса изменился надолго: даже после кризиса россияне будут продолжать следить за промоакциями, делать покупки в более дешевых розничных магазинах и приобретать товары более дешевых брендов. «Кризис научил людей более адекватно оценивать соотношение цены и качества, а привыкнув к новой модели поведения, они не захотят вернуться к старой, даже если их материальное положение позволит им это сделать, тем более если они уверены, что темпы экономического роста еще долго будут оставаться низкими, как это было в большинстве европейских стран после окончания предыдущего кризиса», – отмечают исследователи.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com