Рубль снова заметно сдает позиции. Какие товары подорожают из-за падения курса отечественной валюты, выяснял наш сайт.
Новая волна ослабления курса рубля, пик которого пришелся на понедельник, заставил понервничать россиян. После рубль частично отыграл свои позиции, но пока обменные курсы так и не вернулись к прежним отметкам. Обвал национальной валюты в той или иной степени отразится на стоимости всех товаров, однако есть категории, наиболее чувствительные к колебаниям курса.
Падение курса рубля отразилось на стоимости отдыха за рубежом. По оценкам представителей турбизнеса, цены на зарубежные туры с начала года выросли на 10-15%. Сильнее всего подорожали международные авиаперелеты – цены на авиабилеты только с апреля выросли на 30%. Впрочем, уточняют эксперты, туристы все еще имеют возможность сэкономить на билетах, пользуясь специальными тарифами, например, приобретая невозвратные билеты, билеты с пониженным багажом либо покупая билеты заранее.
По словам экспертов, неизбежно повышение цен на автомобили, причем большинство автопроизводителей пересмотрели ценники уже в августе. По словам исполнительного директора агентства «АВТОСТАТ» Сергея Удалова, среди официально представленных на российском рынке 47 автопроизводителей лишь у 16 в августе цены не изменились. «В сентябре мы ожидаем дальнейшее повышение рублевых цен на автомобили, связанное в первую очередь с набирающим силу процессом ослабления рубля», – говорит эксперт.
Диапазон изменения средневзвешенных цен по брендам достаточно широк и доходит до 50%, уточняет Сергей Удалов. Есть марки, по которым фиксируется снижение стоимости, связанное с приоритетным продвижением бюджетных моделей. «Если сравнить прирост цен и прирост курсов валют, то следует отметить, что цены на автомобили не напрямую соответствуют колебаниям курсов валют. Так, курс доллара к июню вырос на 58,4%, евро – на 30,7%, а цены на авто в среднем увеличились лишь на 11,4%».
В ближайшее время может заметно подорожать электроника и бытовая техника. Так, в некоторых магазинах техники ожидают, что повышение цен на некоторые товары может составить от 10% до 60%. По ряду оценок, уже в ближайшее время гаджеты вырастут в цене на 10-14%.
С ростом курсов иностранных валют возросли и затраты родителей школьников. Так, стоимость импортной школьной формы выросла на 40%, цена на российскую коррелирует с уровнем инфляции, отмечают в Минпромторге. Как рассказали в ведомстве, производство школьной формы и ее цена находятся в значительной зависимости от поставок импортного сырья. Лишь 44% производителей сообщили, что используют для пошива формы преимущественно отечественные материалы. «К сожалению, в структуре потребительских цен на школьную форму до 2/3 составляют наценки посредников, что ведет к неоправданному удорожанию школьной формы», – отметил замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
Сильно зависят от валютных курсов и такие товары, как чай и кофе, себестоимость которых на 70-80% формируется из валютной составляющей. Только за семь месяцев этого года эти товары подорожали на 23-30%. По словам гендиректора ассоциации производителей чая и кофе «Росчайкофе» Рамаза Чантурии, результатом обвала рубля, скорее всего, станет повышение цен, особенно ощутимое в премиальном сегменте. «С высокой степенью вероятности начнется серьезное разделение средней цены между сегментами», – говорит он. Так, компании будут стараться как можно дольше не повышать цены на товары эконом-класса. Но за счет повышения цен в остальных, которые являются менее чувствительными для потребителей, они смогут компенсировать эту разницу.
«Из-за изменений курсов валют в конце прошлого года и невозможности достаточно адекватно отреагировать по розничной цене (сетевые магазины не давали возможности повышать цены) производители были вынуждены нести убытки, от которых не оправились до сих пор. Кроме того, все компании, которые работают с кредитными ресурсами (а их подавляющее большинство), столкнулись с ростом стоимости кредитов при одновременном понижении лимитов заемных средств», – рассказал Рамаз Чантурия.
Падающий рубль может повлечь за собой и рост цен на алкоголь. Причем, отмечают участники рынка, российские производители также поднимают цены. По словам директора винного бутика «Grand Сru» Оксаны Грининой, с начала года розничные цены на алкоголь выросли в среднем на 30%, причем резкий скачок наблюдался зимой. Сейчас рост есть, но он не настолько ощутим для потребителей. По ее мнению, возможно, очередной скачок может произойти уже осенью.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com