Деньги за так и не состоявшийся отдых на турецких курортах смогут вернуть не все россияне. Некоторые туроператоры отказываются компенсировать стоимость туров, предлагая либо выбрать другое направление, либо сохранить депозит и забронировать любую поездку в течение года. Однако юристы утверждают, что подобные заявления незаконны.
С 25 ноября Турция оказалась закрытой для россиян. Российским туроператорам порекомендовали приостановить продвижение и реализацию туристских продуктов по этому направлению после инцидента с бомбардировщиком Су-24, сбитым в Сирии. Причем, как сообщил Роспотребнадзор, «потребители туристских услуг, срок предоставления которых не наступил, принявшие в связи с наступлением вышеуказанных обстоятельств решение о расторжении договора о реализации туристского продукта до начала путешествия, имеют право требовать в судебном порядке возвращения 100% денежной суммы, уплаченной по договору, на что прямо указывается в абзаце 5 статьи 14 Закона об основах туристской деятельности».
Однако впоследствии стали появляться заявления, что возможность получить обратно сумму, потраченную на нереализованную путевку в Турцию, есть далеко не у всех. «Многое зависит от туроператора. Так, «Корал» и «Натали-Турс» возвращают деньги, «Пегас-Туристик» предлагает клиентам сохранить депозит, которым они могут воспользоваться в течение года, либо перебронировать на другое направление», – сообщает директор турагентства «Витрина путешествий» Анна Савина.
По мнению же юристов, подобные действия туроператоров незаконны. Конечно, чтобы не терять денежные средства, они могут предложить клиенту различные варианты, однако решение все же остается за туристом. «Компании, которые отказываются компенсировать стоимость путевок, рассчитывают, что клиенты поверят им на слово и не будут добиваться защиты своих законных прав, – считает юрист юридической компании и коллегии адвокатов "Филатов и партнеры" Роман Сигунов. – Если туроператор не идет навстречу, необходимо обращаться в суд и добиваться решения по расторжению договора и возврату денежных средств».
Получить компенсацию за нереализованную путевку в Турцию потребители могут даже в том случае, если по договору возврат денег не предусмотрен. «Отношения с туроператором регулируются не только нормами договора, но и законами России и подзаконными актами, в частности, рекомендациями Роспотребнадзора и Ростуризма. В данной ситуации и рекомендации, и запреты со стороны властных органов имеются», – отмечает Роман Сигунов.
Чтобы вернуть деньги за тур, понадобится всего два документа: договор, который был заключен с туроператором, и заявление в двух экземплярах: один остается в туристической организации, а на втором туроператор делает отметку о том, что он заявление получил. Это необходимо для того, чтоб в дальнейшем заявление не могло где-то затеряться или пропасть.
Потребителям, принявшим решение не отказываться от путевки, а переориентироваться на другие направления, на выбор предлагают Таиланд, Индию или Вьетнам, сообщает директор по туризму туристической компании «Сусанин» Александр Подпятников. «Сейчас Турция не приоритетное направление, поэтому заявок не так много, и больших сложностей не возникает. В основном путевки приходится менять тем, кто ранее уже переориентировался с Египта», – замечает Александр Подпятников.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com