Заемщики могут оспорить данные кредитной истории в течение десяти лет. Такие разъяснения дал Банк России. Кредитная история человека напрямую влияет на лояльность банка при выдаче займа, поэтому все чаще становится актуальным вопрос о корректности информации, которая в ней хранится. Как очистить историю своей финансовой жизни – в материале нашего сайта.
Случается, что информация, хранящаяся в бюро, ошибочна, говорит юрист практики трудового права адвокатского бюро «Ковалев, Рязанцев и партнеры» Полина Портянова. «Как правило, это связано с ошибками банка, предоставившего в бюро информацию. Причиной ошибки может быть как невнимательность лица, заносившего данные, так и огрехи технической системы. На практике лицо узнает об этом, только если сталкивается с отказами в выдаче очередных кредитов, в то время как его кредитная история должна давать противоположный результат», – пояснила юрист.
Основная масса прецедентов по оспариванию кредитной истории связана с некорректной работой банкоматов, с помощью которых клиент осуществлял внесение денежных средств на карточный счет, сообщила начальник отдела по работе с рекламациями Уральского банка реконструкции и развития (ПАО «УБРиР») Лада Сутягина. «При поступлении указанных заявлений сотрудниками банка проводится проверка достоверности хранящейся в бюро кредитных историй информации, входящей в состав кредитной истории клиента. В случае некорректного отражения данных в течение пяти рабочих дней указанные данные корректируются и отражаются в БКИ корректно, в соответствии с фактической информацией об исполнении клиентом обязательств по кредитному договору», – добавила Лада Сутягина.
Если гражданин не согласен с какими-то фактами, которые содержатся в его кредитной истории, у него есть право на оспаривание данной информации, заявил директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков. При этом надо сразу же разделить негативные факты и неточности на те, что не соответствуют действительности, и на те, что являются корректными, отметили в НБКИ. «Несоответствующие действительности факты в кредитной истории оспаривать можно и даже нужно. Чтобы их исправить, необходимо определить, откуда они появились в кредитной истории. Для начала следует запросить кредитную историю и найти неверные сведения. В кредитном бюро гражданин сможет лучше понять, на каком временном отрезке и какой кредитор внес неверные сведения», – прокомментировал Алексей Волков.
После выявления заявителем некорректных данных кредитное бюро должно провести дополнительную проверку информации, входящей в состав кредитной истории, запросив ее у кредитора, добавили в НБКИ. «Кредитор в свою очередь обязан в течение 14 дней со дня получения запроса бюро кредитных историй, а в некоторых случаях и раньше, представить в кредитное бюро либо информацию, подтверждающую достоверность ранее переданных сведений, оспариваемых заемщиком, либо исправить его кредитную историю в оспариваемой части, направив при этом в бюро кредитных историй соответствующие достоверные сведения», – говорит Алексей Волков.
Директор юридического департамента Объединенного кредитного бюро (ОКБ) Виктория Белых отметила, что, если через разумный промежуток времени исправления в историю внесены не были, либо источник не отвечает на заявление, человек может написать заявление в бюро кредитных историй, где следует указать:
свои идентификационные данные: ФИО, дату и место рождения, номер паспорта – это необходимо для поиска в его истории в базе бюро;
источник информации, который предоставил некорректные данные, – для направления ему заявления об оспаривании;
суть претензии: какая информация по какому кредитному договору отображена некорректно и на что ее необходимо исправить.
Бюро направит заявление источнику, который в соответствии с законом обязан в течение 14 дней либо письменно подтвердить корректность данных, либо исправить кредитную историю, добавили в ОКБ. «По результатам ответа источника бюро информирует гражданина. Если подпись под заявлением будет заверена оператором почтовой связи или нотариусом, а также если заявление подано лично в офисе бюро, вместе с ответом человек получит свой обновленный кредитный отчет», – пояснила Виктория Белых.
Случается, что в кредитное бюро попадает информация о кредитах, которые заемщик якобы брал и не вернул, поделились в НБКИ. В этом случае речь идет о мошенничестве, когда преступники берут ссуды на украденный или потерянный паспорт. «В данной ситуации в первую очередь понадобятся справки из органов МВД о том, что паспорт был украден или потерян. Также, скорее всего, придется провести почерковедческую экспертизу на предмет того, что заемщик не подписывал кредитный договор. Как правило, кредитная организация и подобные дела старается урегулировать в досудебном порядке. Однако случаются и судебные разбирательства. Поэтому во избежание проблем, если заемщик потерял документы, в тот же день необходимо обращаться в полицию», – порекомендовал Алексей Волков.
Один раз в год любой гражданин может сделать бесплатный запрос в БКИ и получить информацию о своей кредитной истории, сообщают в «Абсолют Банке». «Также можно получить информацию о кредитной истории через банк, среднерыночная цена такой услуги – 1000 рублей. Клиенты прибегают к этой услуге редко, только если у них есть серьезные сомнения в качестве своей кредитной истории, а впереди предстоит очень важная для них ипотечная сделка», –говорит директор департамента продаж подразделений сети «Абсолют Банка» Иван Любименко.
Количество граждан, обращающихся за исправлением кредитной истории, пока невелико в сравнении с общим числом заемщиков, заметили в ОКБ. «Однако мы отмечаем тенденцию по увеличению количества таких обращений. За 2015 год к нам поступило порядка 600 обращений, в 2014 году таких обращений было вдвое меньше. С начала этого года к нам обратилось уже порядка 100 человек с просьбами внести исправления в их кредитную историю», – сообщает Виктория Белых.
Стоит отметить, что по истечении десяти лет с момента последнего изменения в кредитной истории информация аннулируется, отметили эксперты.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com