На Соломбальском терминале в Архангельске полным ходом идет погрузка лесопромышленной продукции на сухогруз «Федор Вараксин». Совсем скоро, 10 июня, судно с пиломатериалами отчалит к берегам египетской Александрии, что ознаменует собой новую веху в жизни портового сектора Соломбалы после смены его собственника.
В качестве небольшого предварительного вступления. Группа компаний «Арктик Консалтинг Сервис» в прошлом году на торгах приобрела причал, ранее принадлежавший Соломбальскому ЛДК. Одной из основополагающих целей, преследуемых новыми хозяевами, значится масштабная модернизация предприятия для более качественного и быстрого продвижения процесса перевалки грузов на северном направлении. Таким образом, ближневосточный рейс «Федора Вараксина» должен стать первым шагом в реализации перечня намеченных задач. Партнерскую помощь ЗАО «Арктик Консалтинг Сервис» в этом направлении оказывают ОАО «Архангельский ЦБК» и ЗАО «Лесозавод 25», входящие в холдинг «Титан».
По словам коммерческого директора ЗАО «Лесозавод 25» Михаила Крымшамхалова, загрузка «Вараксина» является первым опытом перевалки пиломатериалов с Цигломенского участка через Соломбальский терминал. Судно, носящее имя бывшего советского министра бумажной и деревообрабатывающей промышленности, предполагается наполнить полутора десятками тысяч кубометров изделий из древесины. А годовой «погрузочный» план руководство комбината оценило в 50 тысяч кубометров.
«Теплоход "Федор Вараксин" доставит нашу продукцию на египетский рынок, который очень важен для нас. В 2015-м мы направили около 20 процентов выпущенных на лесозаводе пиломатериалов именно в Арабскую Республику Египет. В текущем году указанную пропорцию предполагается сохранить. Объемы большие, работы много. Нам нужны причалы и мощности. Заказы из заграницы есть, наш товар высокого качества, поэтому пользуется достаточным спросом», – подчеркнул Крымшамхалов.
У египтян в качестве пиломатериала наиболее востребована сосна. Производство сосновых пиломатериалов ведется именно на Цигломенском участке, однако есть существенная загвоздка – тамошний причал имеет серьезные ограничения по приему судов. Крупногабаритные корабли типа «Федора Вараксина» туда попросту не в состоянии зайти, из-за чего в прежние времена продукцию сначала приходилось транспортировать в маймаксанский порт и только затем осуществлять погрузку на большие теплоходы. Но нынче и этот причал перестал справляться с растущими объемами поставок, что заставило лесозавод №25 срочно искать альтернативу. И вскоре ее нашли. Как отмечает Михаил Крымшамхалов, основное достоинство Соломбальского терминала заключается в том, что он не имеет никаких ограничений по проходной осадке. Следовательно, появляется возможность швартовать большие суда. И в будущем начальство комбината намеревается использовать указанный логистический центр самым активным образом.
С отправкой в Египет «Федора Вараксина» для Соломбальского терминала стартует летняя навигация. В тот же день, когда «Вараксин» отбудет к александрийской гавани, его место в погрузочном ряду займет легендарный «Михаил Сомов» – научно-исследовательское судно, отвечающее за снабжение арктических станций Северного УГМС. А еще через пять суток в порт должен прибыть теплоход «Полар Кинг» для последующей отправки партии генерального груза в порт Сабетта (Ямало-Ненецкий АО).
Главный инженер ЗАО «Арктик Консалтинг Сервис» Денис Горбатов отметил, что главное преимущество данного портового средства состоит в его местоположении. Терминал находится ниже по течению Северной Двины, не зависит от разводки мостов, а также приближен к Белому морю. Фирма, являющаяся единоличным собственником порта, располагает рядом договоров со строительными компаниями, грузы для которых направляются в вышеназванную Сабетту, занимается снабжением метеостанций и выполняет ряд проектов Министерства обороны РФ по строительству арктических баз в северных морях.
«Мы рассматриваем Группу компаний "Титан" как одного из перспективных клиентов. Помимо уже проводимой погрузки пиломатериалов, мы проводим реконструкцию нашего складского хозяйства. Один из складов будет специально ориентирован на приемку картона и целлюлозы, производимых на АЦБК. В 2016 году мы намерены отгрузить 100 тысяч тонн продукции именно через Соломбальский терминал», – сообщил Денис Горбатов.
В течение полугода на терминале ведутся работы по ремонту складского хозяйства, закуплено семь единиц портовой техники германского производства, осуществляется монтаж портового крана грузоподъемностью 20 тонн. В задумках – установка еще одного крана и обустройство тыловых площадок хранения. Намечается строительство собственной кабельной линии с объемом капитальных вложения в размере 20 миллионов рублей для повышения надежности электроснабжения объекта. Все это должно способствовать увеличению грузооборота терминала и привлечению новых клиентов, которым «Арктик Консалтинг Сервис» готов предложить полный комплекс услуг портовой переработки.
Но вернемся к «Федору Вараксину». Как уже говорилось, ему 10 июня предстоит долгая дорога на Ближний Восток. Загрузка судна началась 30 мая, всего же на борту корабля должно уместиться восемь тысяч тонн пилолеса – по самой полной, как говорится. Третий помощник капитана теплохода Юрий Власов рассказал, что «Вараксин» успешно зашел в порт и так же успешно пришвартовался там. Экипаж доволен портовой инфраструктурой и процессом погрузки, что подтверждает положительные характеристики Солмбальского терминала и говорит о его широких перспективах.
О холдинге «Арктик Консалтинг Сервис»
Группа компаний «Арктик Консалтинг Сервис» создана в 1996 году на базе ГП ТПП «Арктика» Торгмортранса Минморфлота.
Летом суда группы компаний доставляют генеральные грузы в портопункты арктических морей. Зимой флот «АКС» выполняет разнообразные задачи: перевозку пиломатериалов из Архангельска в европейские порты, доставку грузов на ледовый припай, перевозки между арктическими портопунктами. География работы группы компаний – от Северного до Восточно-Сибирского моря.
В 2015 году холдинг приобрел портовый терминал, ранее принадлежавший Соломбальскому ЛДК. Общая площадь этой портовой территории составляет около 400 тысяч квадратных метров. Компания намерена инвестировать в модернизацию портовой инфраструктуры более 300 млн рублей.
Руководство «Арктик Консалтинг Сервис» планирует использовать новый портовый терминал и при выполнении государственных заданий. Группа компаний осуществляет северный завоз, снабжает грузами пограничников и метеорологов, работает в интересах Спецстроя и Росатома, помогает очищать Арктику от мусора, доставляет материалы и технику для строительства и реконструкции военных объектов. До 2020 года Минобороны планирует восстановить около двух десятков баз за полярным кругом, и «Арктик Консалтинг Сервис» принимает участие в этой важной работе.
Осенью 2016 года на Земле Александры (остров в составе архипелага Земля Франца-Иосифа) должен быть сдан в эксплуатацию военный городок «Арктический трилистник» – особая гордость Министерства обороны и Северного флота. Новая база при необходимости сможет обеспечить автономное существование 150 военнослужащих в течение полутора лет. Здесь же расположены самые северные российские погранзастава и аэродром. Строительные материалы и оборудование на архипелаг доставляют суда «АКС».
Фото: Фото автора