Бизнес Экономика Почему россияне не спешат менять зарплатный банк?

Почему россияне не спешат менять зарплатный банк?

Вслед за отменой мобильного рабства пришло объявленное освобождение от рабства зарплатного. Отмена мобильного рабства не привела к существенному переделу рынка – около 5 млн клиентов просто перераспределились среди тройки крупнейших сотовых операторов. Почти 2 года прошло после введения закона, разрешающего россиянам самостоятельно выбирать «зарплатный» банк. Что изменилось за это время?

Федеральным законом №333-ФЗ от 04.11.2014 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части исключения положений, устанавливающих преимущества для отдельных хозяйствующих субъектов» были приняты правила, отменяющие «зарплатное рабство».

Есть интересная статистика: в 2014 году около 29% опрошенных россиян заявляли, что готовы сменить зарплатный банк, будь у них такая возможность, по факту на сегодняшний день эта цифра – 9%. При этом самой активной частью населения стала молодежь и люди с высоким уровнем дохода (от 45 000 рублей).

Зарплатные проекты начали появляться в России около 20 лет назад, при том, что безналичные расчеты, особенно в регионах, в то время были развиты слабо, а потому все работники, получающие зарплату на карту, в тот же день снимали всю сумму через банкомат.

Зарплатный проект – одна из самых привлекательных тем банковского бизнеса. Это локомотив, который тащит за собой веер качественных продаж: дебетовые карты сотрудникам для выплаты зарплаты позволяют получать банку процент с оборота по покупкам, оформлять кредиты со сниженным риском проверенным сотрудникам. Монополистами на рынке зарплатных проектов традиционно являются госбанки, и кризис только поспособствовал наращиванию их зарплатных портфелей – Сбербанк захватил почти половину рынка.

При этом – привлечение крупного (от 1000 сотрудников) предприятия на зарплатный проект – работа филигранная, основывается на личных договоренностях, ковенантах в кредитном договоре, предоставлении ряда преимуществ и рядовым сотрудникам, и ТОПам. Самые распространенные причины выбора того или иного банка – наличие корпоративного кредитного портфеля, наличие удобной сети отделений и банкоматов.

До ноября 2014 года сотрудники редко меняли те банки, которые выбирал работодатель, так как после того, как все реализовано, для руководства и бухгалтерии весьма неприятный сюрприз – желание индивидуалиста сменить обслуживающий банк.

Тем не менее на крупных предприятиях (чаще производственных), массовое недовольство рабочих условиями обслуживания – мало банкоматов, работают со сбоями, нет отлаженного сервиса при решении непростых частных вопросов – реально может привести к потере нерасторопным банком клиентской базы.

В целом выглядит так, как будто выиграл в первую очередь сотрудник – ощущение свободы выбора дорогого стоит. Плюс возможность снять «сливки» – банки предлагают выгодные условия обслуживания для «перебежчиков».

Проигрывает компания, так как у бухгалтерии прибавляется много бумажных дел: или в один банк оформлять переводы, или в несколько банков, сложнее договариваться в банком-партнером о стабильной доле карт и перечислений. При этом нередко комиссия за обслуживание карты может быть перенесена на сотрудника.

Одна из причин низкого процента перехода «вольных» – мало банков, которые оперативно включились в эту возможность передела рынка. Заманить новых клиентов можно спецпрограммами – cash-back до 5%, льготные ставки по депозитам и кредитам. Такие программы пока есть у Райффайзенбанка, БинБанка. Интересно, что к битве за долю клиентов подключились нефинансовые организации – Билайн, например, предлагающий свою карту MasterCard и спецпрограммы в первую очередь для своих абонентов, а также возможности снятия наличных через широкую сеть банков-партнеров.

Для сотрудников, у которых нет желания или возможности решить вопрос перевода через бухгалтерию, банки предлагают обойти вопрос технично – можно через интернет-банк привязать свою зарплатную карту к обслуживанию в выбранном самостоятельно банке.

Так что процесс идет медленнее, чем ожидалось: мало интересных программ у банков, да и сами работники не хотят ссориться с работодателем и финансовыми службами – в общем не видят пока явных преимуществ перехода.

Ирина КУДРЯКОВА, банковский аналитик

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
44
ТОП 5
Мнение
У ребенка конфликт с учителем: что делать — рекомендации психолога
Анонимное мнение
Мнение
«Мой лучший пиджак — с мусорки»: журналистка 29.RU рассказала, как экономит на одежде
Анонимное мнение
Мнение
«Быстро, на ходу или целая церемония»: психолог рассуждает, что общего у секса и чаепития
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Хотите помочь и этим убиваете: научный сотрудник рассказала, можно ли кормить птиц в Архангельске
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления