Очень часто в налоговых спорах возникают сложные ситуации, связанные с перевозками грузов с привлечением третьих лиц – перевозчиков. Обычно перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки груза, в котором указано какой груз, в каком количестве, куда и кому необходимо доставить (перевезти). В этих случаях составляются товарно-транспортные документы. Но так бывает не всегда. Периодически возникают ситуации, когда перевозку груза можно и нужно оформлять не договором перевозки груза, а договором фрахтования автомобиля на время, в случаях когда не требуется ведение учета движения товарно-материальных ценностей, которые требуется перевезти. Например, перевозка груза с одного места хранения (склада) в другое без его продажи, то есть в случаях когда и грузоотправитель, и грузополучатель одно и то же лицо. В этом случае оформления товарно-транспортных документов уже не требуется, и этот способ оформления перевозки товара значительно упрощает документооборот, даже если для перевозки этого груза нанимается автотранспорт со стороны. Однако налоговики фрахт автомобилей, мягко говоря, «не любят» и периодически пытаются обязать налогоплательщика подтверждать перевозки грузов, совершенные в режиме фрахта автомобиля, предоставлением товарно-транспортных документов, которые обязательны лишь при осуществлении договоров перевозки. Это неправомерно Как налогоплательщику защитить свои налоговые интересы в этой ситуации, расскажет генеральный директор ООО «Аудиторская фирма "БЭНЦ"» Николай Некрасов.
«Для начала процитируем пункт 13 постановления Правительства от 15.04.2011 №272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»: «Перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза, заключаемого, если иное не предусмотрено соглашением сторон, в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства».
Приведем пример. Общество привлекало для перевозки щебня с одной открытой площадки его хранения на другую площадку автомобили-самосвалы у третьих лиц. То есть имеет место тот самый случай, когда не требуется ведение учета движения товарно-материальных ценностей, поскольку количество товара (щебня) от перевозки не меняется, и когда и грузоотправитель, и грузополучатель одно и то же лицо.
Естественно, что работы по этой перевозке щебня налогоплательщик оформил по условиям договора фрахта автомобиля, предусмотрев почасовую оплату за использование привлеченных автомашин. Для сторон договора было не важно, сколько тонн или кубометров груза перевезено, важно было лишь, сколько часов автомобили были задействованы в этой перевозке. Именно этот способ оплаты был очень удобен обеим сторонам договора, заказчику и исполнителю, еще потому, что плечо перевозки груза составляло всего несколько сотен метров, что делало очень неудобным оформление и подсчет тонно-километров.
Надо заметить, что инспекция и сама прекрасно понимала, что во время этих операций груз (щебень) фактически перемещался только по территории грузовой площадки, и при этом учет и взвешивание перемещаемого груза не производились.
Однако, несмотря на очевидность правомерности правовой позиции налогоплательщика в выборе именно договора фрахта, инспекция упорно требует от налогоплательщика предоставления товарно-транспортных документов в подтверждение факта перевозки этого щебня. И, соответственно, не получив от налогоплательщика требуемых документов, снимает расходы на перевозку этого груза из затрат для учета налога на прибыль и НДС, что, конечно же, неправомерно.
В нашем случае данные договоры были именно договорами фрахтования, а не договорами перевозки. Соответственно, оформление товарно-транспортных или транспортных накладных в случае оформления договора фрахта техники не требуется, поскольку данные документы необходимы для подтверждения затрат именно по перевозке груза, а не по фрахту техники для перевозки груза. При таком характере транспортных услуг транспортное средство может за день работы сделать десятки, а то и сотни рейсов, перемещая груз на очень небольшое расстояние. И, если следовать логике инспекции, в этом случае грузовладельцу необходимо будет каждый раз составлять в четырех экземплярах транспортную или товарно-транспортную накладную. Зачем? Кому это нужно?»
Адрес: 163002, г. Архангельск, ул. Вельская 1, оф. 1;
телефон/факс: (8182) 650-925, 656-573, 656-176;
e-mail: info@aetc.ru.
Фото: Фото предоставлено заказчиком