Рыжий Кош и трехцветная Мила — полноценные сотрудники центра «ЛИС», который работает в Архангельске. Его история началась четыре года назад, когда Ольга Веревкина стала наблюдать, как она сама, муж и дети взаимодействуют с домашними кошками.
Чему могут научить кошки
Оказалось, питомцы дают очень честную обратную связь. Они, как никто другой, умеют выстроить четкие личные границы: если им не нравится шум или крики, они уходят, если человек им приятен, хвостатые общаются с удовольствием.
— Кош и Мила — полноценные члены нашей семьи, я называю их своими зооассистентами. Они играют ключевую роль на наших обучающих тренингах. Нужно уметь гибко реагировать на разные жизненные ситуации, но иногда человек «зависает» в своих состояниях. Кошка — это некая модель окружающего мира, ведь животные такие же спонтанные, живые и непосредственные, — объясняет Ольга.
Авторский тренинг Ольги «Стратегия Успеха: Я и Мир» основан на методике фелинотерапии или, как ее еще называют, «кошкотерапии». Презентация тренинга состоялась в 2016 году в САФУ. Применить подход на практике удалось в гайдаровской библиотеке, где в процессе тренинга взрослые участники могли поработать над совершенствованием своего эмоционального состояния.
После Ольга поступила в магистратуру, где защитила диссертацию «Фелинотерапия как средство развития эмоциональной сферы подростков с ограниченными возможностями здоровья».
— Однодневный тренинг построен таким образом, чтобы каждый участник мог почувствовать себя максимально комфортно, в безопасности. Главное правило, которое у нас действует, — это полная конфиденциальность. Разглашать личные данные, информацию о себе не нужно, — общение происходит языком образов, а не языком фактов. Иногда люди сами принимают решение рассказать группе что-то о себе. Это происходит благодаря ощущению комфорта и безопасности, которые формируются в группе в процессе тренинга, — говорит Ольга.
Разобрать ситуацию на «молекулы»
На практике участники подробно представляют себе ситуацию, которая их тревожит, и разбирают ее «на молекулы», какой у нее вкус, цвет, запах, форма, какие эмоции она вызывает. Затем, на модели взаимодействия с кошкой, Ольга помогает понять, где человек ведет себя не совсем гармонично по отношению к себе.
Поскольку все конфиденциально, сложно сказать, с какими конкретно запросами люди приходят на тренинг. Однако, судя по тем, кто решается рассказать о себе, чаще это: эмоциональное восприятие отношений с близкими, детьми, особенно в подростковом возрасте, желание научиться экологично реагировать на разные жизненные ситуации.
Изначально Ольга рассчитывала, что будет работать со взрослыми, но со временем адаптировала подход и для подростков с 10–11 лет, и для малышей от четырех лет. У каждой возрастной группы — свои особенности. С ребятами постарше все эмоциональные состояния проговариваются открыто и четко. Крохам, через общение с кошкой, рассказывают про основы эмоционального взаимодействия с окружающим миром.
— Малышам мы, например, задаем такие вопросы: «как тебе кажется, что о тебе думает кошка, когда ты машешь руками, ведешь себя резко, игриво или, наоборот, спокойно», «как чувствуешь себя ты», а потом переносим это восприятие на окружающий мир: «что происходит с твоими друзьями или родителями, когда ты себя так ведешь», — объясняет Ольга.
В 2019-м проект Ольги победил в региональном этапе V Всероссийского конкурса «Лучший социальный проект года».
Как найти ресурс, когда мир охвачен тревогой
По словам Ольги, в последнее время она впервые в жизни наблюдает настолько сильные эмоциональные реакции у людей на происходящее. Для тех, кого именно сейчас сковывает тревога, она дала несколько советов, как сместить фокус и вернуть себя в состояние «здесь и сейчас».
— Да, все, что мы не можем знать на 100 процентов, — пугает. В работе с клиентами мы всегда ищем ресурсы, пытаемся ответить на вопрос «что в данный конкретный момент времени я могу сделать?». А значит, нужно подключать здравый смысл и критическое мышление. В условиях самоизоляции стоит попробовать сконцентрироваться на положительных эмоциях, созидательных моментах, не уходить в деструктивные меры, а пытаться возвращать себя в состояние «здесь и сейчас». Например, для детей карантин — это возможность выспаться и отдохнуть, для взрослых — шанс начать что-то новое, то, что давно хотелось попробовать, но откладывали на потом, — прочитать книгу, пройти обучающий курс, заняться своим хобби — музыкой, рисование, начать озвучивать книгу, — комментирует Ольга.
Лисица в центре «ЛИС» все же есть
Название центра — аббревиатура, которая расшифровывается тремя словами: личностно-индивидуальное становление. Однако лис у Ольги все-такие есть — его зовут Велес и он талисман центра.
Помимо тренинга «Стратегия Успеха: Я и Мир», Центр предлагает целый список услуг, направленных на изучение своих эмоций, выстраивание гармоничных взаимоотношений с окружающим миром. Глубокая и эффективная работа позволит раскрыть жизненный потенциал, справиться со сложными ситуациями, вырасти как личность в разных сферах — семье, карьере, восприятии мира.