Ряд предложений с изменениями Лесного кодекса РФ областные депутаты направили в адрес министра природных ресурсов и экологии России Дмитрия Кобылкина. Крупнейшие системообразующие лесопромышленные компании Архангельской области — группа компаний «Титан», группа «Илим» и группа компаний «УЛК» инициативу поддержали. Главная цель — усовершенствовать правовое регулирование в сфере лесного законодательства.
Профильный комитет напомнил, что на территории Архангельской области предприятия лесной отрасли представлены участниками всех этапов производства и реализации древесины — начиная с лесозаготовки и заканчивая глубокой переработкой. Предприятия региона являются крупнейшими экспортерами лесоматериалов и целлюлозно-бумажной продукции.
Вследствие этого, по мнению комитета, необходимо поддерживать именно крупные межрегиональные инвестиционные проекты в области использования лесов. Прежде всего за счет передачи полномочий по принятию решений о предоставлении лесных участков на федеральный уровень.
Вторым принципиальным пунктом комитет назвал заключение договора аренды лесного участка после окончания его действия на новый срок, что приведет к росту заинтересованности лесопромышленников в качественном воспроизводстве, охране и защите лесов, повысит капитализацию лесопромышленных предприятий и увеличит инвестиционную привлекательность лесного комплекса.
Комитет предлагает изменить подходы к ставкам платы при аренде лесных участков для заготовки древесины: при его долгосрочной аренде для целей заготовки древесины устанавливать арендную плату исходя из площади арендованного лесного участка (за один гектар). При этом объем заготовки древесины будет по-прежнему определяться по расчетной лесосеке. В этом случае улучшение качества лесного фонда и увеличение прироста древесины (расчетной лесосеки) не вызовут роста арендной платы, а будут способствовать получению арендатором дополнительного дохода, что приведет к качественному скачку не только экономических показателей ЛПК, но и к интенсификации ведения лесного хозяйства.
Среди необходимых изменений также значится установление начальной цены предмета лесного конкурса по аналогии с порядком определения размера арендной платы после окончания льготного периода для договоров аренды, заключенных в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов (минимальная арендная плата и средний сложившийся в субъекте Российской Федерации коэффициент превышения арендной платы над минимальной).
Важными аспектами комитет считает и урегулирование проблемы малонарушенных лесных территорий, и гармонизацию с требованиями добровольной лесной сертификации. В частности, было предложено законодательно установить перечень лесов, которые могут относиться к малонарушенным лесным территориям, обеспечив соответствие требований стандартов FSC и законодательства Российской Федерации.
Принципиальной правкой комитет назвал и вопрос о сроках заключения договора аренды лесного участка. Им предлагается ввести в лесное законодательство положения, в соответствии с которыми срок договора аренды лесного участка, предоставляемого для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, а также предоставляемого для лиц, внедряющих интенсивное использование и воспроизводство лесов, определяется по заявлению инвестора.
Среди мер, призванных изменить тренд развития ЛПК, комитет назвал развитие биржевой торговли круглыми лесоматериалами, строительство лесных дорог на землях лесного фонда, переход на интенсивное использование и воспроизводство лесов, использование расчетной лесосеки, недоосвоенной за три предыдущих года, исключение излишних элементов контроля при проведении лесовосстановительных и лесохозяйственных работ, а также сроки заготовки и вывоза древесины, которые могут быть увеличены не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса.