Выиграл или проиграл телеком в борьбе с кризисом, что будет с 5G, как изменилось поведение абонентов на самоизоляции и какие выводы пришлось сделать за последние два месяца? На эти и другие непростые вопросы ответил генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин.
— Мир уже никогда не будет прежним. Вы согласны?
— Это так. То, о чем мы думали и мечтали, произойдет не через два-три года, как планировалось, а уже в этом году. Речь о потреблении цифровых услуг. Они были востребованы и раньше, потому что это удобно, выгодно, экономит время. Но одно дело, когда ты делаешь это, потому что хочешь, а другое — когда у тебя нет выбора. Конечно, кризис придал мощный стимул процессу цифровизации. Огромное число людей впервые стали вести активный цифровой образ жизни. Во многом эти привычки останутся, когда жизнь вернется в нормальное русло.
Наша розница тоже не будет прежней. Сейчас работает 89% торговых точек. Даже когда снимут все ограничения, люди с меньшей охотой будут ходить по магазинам. В долгосрочной перспективе мы ставим себе цель сократить и трансформировать салоны. Со временем они переформатируются в некие шоурумы, куда люди будут приходить, чтобы протестировать гаджеты и другие новинки.
— Какие у вас планы насчет развития 5G? В августе прошлого года говорилось о создании первой тестовой зоны в Москве. А сейчас куча мемов в интернете от «сторонников теории заговора» по поводу сильного излучения от 5G. Что вы думаете по этому поводу?
— Хорошо, что мы успели сделать не так много, иначе сейчас одной проблемой было бы больше, а радикальные радиофобы сжигали бы наши мачты, как это происходит во многих странах мира. Это своеобразная «детская болезнь» начального периода развития новой технологии. Парадоксальная ситуация. Многие операторы в разных странах запустили сети 5G, но по какой-то причине в человеческом сознании технология 5G стала связана с коронавирусом. Никаких рациональных аргументов или научных фактов в пользу этого умозаключения не существует. Принципиального отличия технологии 5G от предыдущих поколений связи нет. Это такой же радиопередатчик, просто работает на других частотах.
В России пока ни одной коммерческой сети 5G нет. Есть только тестовые зоны. Несмотря на это, в интернете много фейков о том, что их якобы массово устанавливают и облучают людей. Это неправда.
Если серьезно, похвастаться пока нечем. На сегодня регулятор не определился, на какой частоте будет развиваться эта технология в стране. Та частота, на которой работают в Европе, занята государственными пользователями. А нас интересует именно Европа, так как у нас европейская нарезка частот. Идти своим путем будет гораздо дороже. Поэтому в ближайшем будущем будут появляться только пилотные зоны. Массовый коммерческий запуск сетей отложен минимум на год, а то и больше. Пока нет устойчивого спроса на 5G ни от граждан, ни от бизнеса. Только единичные кейсы, но это тоже пока больше «игрушки». Другая проблема — оборудование пока в 10 раз дороже, чем для предыдущих технологий. Выход один — ждать, пока появится спрос, но мы уверены — он будет.
— У вас был хороший проект по поддержке социального предпринимательства «Навстречу переменам». Какова его судьба?
— Проект мы не бросили, но с учетом новых обстоятельств скорректировали подход к выбору участников. Если целью предыдущих конкурсов было найти новые таланты в сфере социального предпринимательства, то сейчас мы решили поддержать некоммерческие организации, которые уже продемонстрировали потенциал социального воздействия. В этом году за победу поборются лидеры некоммерческих организаций, которые участвовали в прошлых программах «Навстречу переменам». Победители получат финансирование в размере 650 тысяч рублей и помощь в разработке антикризисной стратегии.
— Сейчас многие стали работать онлайн, общаются и развлекаются также в интернете. Компания оказалась готова к такому росту интернет-трафика?
— Как правило, основной пик нагрузки на сеть приходится в Новый год. Но после первого обращения президента этой весной мы увидели рост трафика в три раза, это существенно выше новогодних уровней. В целом рост трафика за последние три месяца составил 30%.
Наша сеть была готова к такому сценарию. Каждый год трафик растет почти в два раза, для нас это не что-то новое. В условиях ограничений нам удалось не только строить то, что было запланировано, но и сделать те расширения, которые позволили обеспечить качество связи в новых местах нагрузки: в пригородах и малых населенных пунктах. К сожалению, рост трафика напрямую не трансформируется в рост выручки. Тем не менее это была очень важная история, которой мы можем гордиться. Ведь в это время мобильная связь и интернет стали единственной возможностью поддерживать контакт с близкими и родственниками.
— Поделитесь выводами, которые помог сделать режим самоизоляции?
— Стало понятно, что некоторые задачи мы можем решать гораздо быстрее, чем думали. Например, с «Яндекс.Такси» по дистанционной доставке сим-карт мы договорились за неделю. Раньше бы мы согласовывали такой проект несколько месяцев.
Большой проект «Дом по другим правилам» мы придумали и реализовали за месяц. Вот уже месяц он работает, за это время его посетили более полумиллиона пользователей.
Еще один проект, который удалось реализовать с рекордной скоростью, буквально за два-три выходных дня. Чтобы мотивировать людей оставаться дома, мы дарили им по одному гигабайту интернета за каждый день, проведенный дома. Эта идея вошла в топ продуктовых решений по миру, как наиболее креативное в период пандемии.
Кризис кризисом, но такие скорости качественной работы дают возможность почувствовать грань невозможного, найти пределы эффективности.
В продолжение темы скорости — мы смогли перевести более 8000 сотрудников на удаленную работу в кратчайшие сроки. Причем 2000 из них — это операторы контактных центров.
Нельзя сказать, что время для телекома сейчас очень приятное. Да, наш продукт востребован, но с точки зрения экономики мы получили очень сильный удар — нет притока новых абонентов, выручка не растет. Если говорить в моменте, выиграл телеком или проиграл, — однозначно проиграл. Но если смотреть стратегически на то, что будет происходить в ближайшие год-два, мы как отрасль выиграем, потому что сейчас произошли очень важные сдвиги в модели поведения пользователей страны.