Региональный оператор по обращению с ТКО «Экоинтегратор» контролирует подписание новых договоров с перевозчиками ТКО в районах Архангельской области. Эта работа началась еще в апреле. На сегодня документы подписали восемнадцать перевозчиков, еще два договора пересматриваются.
Что изменится для перевозчиков и регоператора?
Новые маршруты
Ключевым моментом новых договоров стал запуск новых маршрутов по вывозу твердых коммунальных отходов из населенных пунктов, где ранее эта услуга никогда не оказывалась. Уже в апреле транспортные компании и регоператор смогли вместе запустить маршруты в отдаленных населенных пунктах Устьянского и Вельского районов, началась активная работа в деревнях Онежского и Ленского районов.
Сегодня запущен маршрут по Онежскому взморью — побережью Белого моря. Мусоровоз не только обслуживает отдаленные деревни района, но и начнет вывозить ТКО из национального парка «Онежское Поморье», как только закончится режим повышенной готовности. По словам Светланы Задворной, которая возглавляет компанию перевозчика в Онежском районе, новый договор позволяет работать в новых условиях с учетом увеличения охвата.
— Главная проблема, с которой мы пока столкнулись, — говорит Светлана Задворная, — это недостаточное количество контейнеров. К сожалению, у администрации района уже несколько раз заключение контракта на их поставку срывалось. Надеемся, в июне власти района оборудуют площадки.
Теперь мы будем обслуживать новые территории, в том числе территорию заказника «Онежское Поморье». Однако, с районами проблема в том, что не всегда к ним есть нормальные дороги, особенно весной и осенью. Приходится быть постоянно на связи с дорожниками, узнавать, проехал ли грейдер.
По словам Светланы, с установкой ГЛОНАСС у компании все в порядке. Система установлена на машины с 2016 года, как только в силу вступил соответствующий закон.
— Да, у нас в районе пока низкая собираемость оплаты услуг с населения. И физлица, и юридические компании пытаются увильнуть, не платить, потому что не привыкли, пока с этим сложно, но, думаю, к концу года это все наладится. Единственное, тревожит, что региональный оператор у нас выбран на 10 лет, а вот договор заключен только на год. Но мы крайне заинтересованы в более длительной пролонгации. Но, как я понимаю, решение об этом должно приниматься на уровне областного правительства. У нас сейчас мусоровоз взят в кредит на три года. Страшно, что через год, когда пройдут очередные торги, все изменится. Очень хотелось бы, чтоб все осталось так, как сейчас, и мы работали с региональным оператором, — подчеркнула Светлана Задворная.
Установка контейнеров и площадок
«Экоинтегратор» учитывает, как строят контейнерные площадки и закупают контейнеры в муниципальных образованиях. В случае необходимости маршруты перевозчиков оперативно корректируют. В ближайшее время новые площадки и контейнеры должны появиться в деревнях Холмогорского, Верхнетоемского и Вилегодского районов — куда также поедут мусоровозы транспортных компаний. По словам руководителя ООО «ЖКХ Холмогоры» Дмитрия Докторова, который обслуживает два района — Верхнетоемский и Холмогорский, — местные власти почти установили все контейнеры.
— Договоры уже перезаключили, но мы изначально работали в тесном контакте. «ЭкоПрофи» поддерживает нас, в том числе авансовыми платежами на топливо, зарплаты, ремонт. Так, например, мы получили аванс на закупку и установку системы ГЛОНАСС. Иногда бывают технические сбои, но осталось буквально две-три машины, находящиеся в труднодоступных поселениях, которые надо оснастить спутниковой системой.
Изменился охват территории, будем вывозить там, где раньше никто никогда не забирал мусор. Например, Сия, Почтовое и другие деревни, где есть транспортная доступность. Буквально с завтрашнего дня поедем по новым маршрутам и со временем охватим всю М-8 от границы с Виноградовским районом до Приморского. Администрация устанавливает контейнерные площадки по данному маршруту.
Расчеты по территории мы делали сами, обсуждали с коллегами из «ЭкоПрофи» и пришли к соглашению, которое всех устроило. Да, приходится иногда выходить в ноль, а иногда в минус, наматывать серьезный километраж, по 50–70 километров, собираемость платежей в районе составляет пока лишь 45%, в Емецке и Холмогорах, например, объем накоплений ТБО у населения часто превышает рассчитанные нормы, да и при таком тарифе схема изначально была убыточной. Поэтому, когда есть единый перевозчик, как «ЭкоПрофи», он может распределять ресурсы с доходных маршрутов на убыточные, ведь если город возьмет один перевозчик и будет в хорошей прибыли, кто же тогда возьмет дальние районы?
Дмитрий Докторов считает: несмотря на то, что работа оператора по перевозке самая тяжелая, она уже начинает давать положительные результаты.
— Реформирование любой отрасли всегда сложно дается на первом этапе, не говоря про мусорную реформу. Правительство области, региональный оператор, оператор по перевозке, субподрядные организации — все, кто хочет работать на благо региона, честно трудятся, и в ближайшее время это принесет свои плоды, — уверен он.
Установка ГЛОНАСС
В новых дополнительных соглашениях учтено и обязательное требование закона по оснащению спецтранспорта системой мониторинга ГЛОНАСС. Также перевозчики должны будут подключиться к автоматизированной системе управления «Управление отходами». Это позволит в режиме онлайн контролировать все перемещение ТКО — от контейнерной площадки до размещения отходов на лицензированных полигонах. Ранее многие перевозчики уклонялись от подключения к этой системе, теперь работать без систем мониторинга запрещено.
Важным пунктом новых дополнительных соглашений с перевозчиками стало изменение системы оплаты услуг перевозчиков. По действовавшей схеме оплата транспортной компании зависела от собираемости платежей с населения и юридических лиц на обслуживаемой территории. В новых условиях работы прописана фиксированная оплата, привязанная к территории обслуживания перевозчика и соблюдению требования территориальной схемы обращения с отходами (ТСОО).
Кто готов работать по новым условиям?
Первым предприятием, с которым заключили дополнительное соглашение об изменении условий договора, стал архангельский перевозчик ООО «Автоспецтранс».
На подобных условиях начали работать и другие перевозчики: ООО «Наш город» (МО «Вельский муниципальный район»), ИП Задворная С.А. (МО «Онежский муниципальный район»), ООО «ЖКХ Холмогоры», обслуживающего население в Верхнетоемском и Холмогорском районах, ООО «Жилищные услуги», работающее в Каргопольском районе, ООО «Арсенал» — транспортирует ТКО в Ленском районе и ООО «Чистый Город» из Коношского района, и другие.
Пересматривается договор с ООО «Спецавтосервис», которое обслуживает часть маршрутов в Северодвинске и Плесецком районе, а также с ООО «Транссервис» — перевозчиком из Няндомского района.
На данный момент перезаключено уже 18 договоров.