Древесину, заготовленную Верхнетоемским леспромхозом, привели с плотбища Большая Свага на лесную биржу Лесозавода № 25. Объем плота превысил 10 тысяч кубометров. Везли его 10 дней.
Основную часть пути плот транспортировали два буксира — «Валентин Зажигин» в голове, «Николай Стрелков» в хвосте. У южной границы порта Архангельск на помощь пришли ещё пять буксиров. Их задача — контрольная проводка. Дополнительные теплоходы помогали маневрировать на изгибах дельты Северной Двины, между опорами мостов и во время швартовки к месту стоянки.
— Сплав плота — это целая наука, — отметил капитан буксира «Юрий Мамонтов» Владислав Шемякин. — Мы ведём огромное количество древесины. Размер плота примерно 280 на 60 метров, его осадка полтора метра. Представляете, какое сопротивление нужно преодолеть? Сложнее всего, конечно, головному буксировщику, на нём лежит вся ответственность за операцию. Ну, а мы в любой момент готовы прийти на выручку и подстраховать.
Скорость движения каравана 3–4 километра в час — это почти 2 узла. Несмотря на то, что у каждого теплохода в машинных отделениях от 400 лошадиных сил, разгонять плот не принято. При сплаве леса таким способом поговорка — «тише едешь — дальше будешь» очень актуальна.
По словам Владислава Шемякина, плот — сложная конструкция, состоящая из тысяч брёвен, которые увязаны между собой в пучки, находящиеся в кошельках — секциях, а по периметру ограждение — обоновка, тоже из бревен. Сплачивается всё это десятками тонн такелажа, силами Верхнетоемского участка «БСК», очень ответственно и надежно. Однако большие волны, мель или удар о буй могут нарушить целостность конструкции.
Как отметили в «БСК», в этом году плотовой сплав прошёл успешно. Буксиры в целости и сохранности привели более 20 тысяч кубометров древесины, это два плота. Сформировать больше в Верхнетоемском ЛПХ не смогли из-за аномально теплой зимы. Поэтому сейчас основной сплав идёт баржами.
В эту навигацию буксирам «БСК» предстоит доставить более 600 тысяч кубометров древесины зимней заготовки.