На первом этапе снятия ограничений позволили открыться непродовольственным магазинам, которые на время изоляции приостановили работу. Но кафе и рестораны пока посетителей не принимают и продают блюда только навынос. Для бизнеса, связанного с общепитом, это очень непростое время. Специально для 29.RU предприниматель Тимур Юсифов рассказал, с какими мыслями он решил перевести свое дело на новые рельсы в самый разгар пандемии, что предпринял, чтобы удержать клиентов и сохранить компании. У него свое заведение, также он сдает в аренду торговые площади.
В связи с пандемией и принятыми мерами, направленными на ее устранение, произошли серьезные изменения и в мировой, и российской экономике. Таким образом, это затронуло и мои основные виды деятельности. Приходится кардинально пересматривать структуру собственного бизнеса. Если говорить о ресторане, то до начала карантина экономический результат в основном зависел от сидячих мест, основной доход формировался от потока клиентов, которые приходили в заведение. На данный момент в большинстве регионов страны продолжают действовать ограничительные мероприятия, связанные с приостановлением работы организаций общественного питания, за исключением предоставления услуг по доставке готовой еды, по предоставлению еды навынос. Таким образом, были приняты меры по переброске всех ресурсов на услугу доставки.
Если говорить о предоставлении торговых площадей в аренду, то начались переговоры с действующими и потенциальными арендаторами. Они заключаются в поиске компромиссов между арендаторами и арендодателями, снижении ежемесячных выплат по аренде для организаций, а также предоставлении каникул предприятиям, которые также попали под ограничительные меры.
«Во всех направлениях моей деятельности выручка сократилась более чем в два раза»
Мы приняли следующие меры. В первую очередь за достаточно короткий срок организовали процесс доставки. На данный момент этот процесс не требует структурных изменений и серьезных вложений ввиду того, что существует огромное количество технологических инструментов. Также пришлось сократить объем оплачиваемых рабочих часов на 30%, который компенсируем с помощью государственной поддержки для сохранения заработной платы и рабочих мест. Также для стабильной и безопасной деятельности были интегрированы современные санитарные правила и нормы для работы общепита в период эпидемии. Проводим переговоры с поставщиками об увеличении периода кредиторской задолженности.
Что касается посетителей, то их количество тоже сократилось, так как клиенты могут воспользоваться предоставляемыми нами услугами только навынос или доставкой. Следует учитывать, что доставка заработала у ресторана только недавно, а сейчас активно происходит работа, направленная на привлечение клиентов.
В сложившихся условиях приходит четкое понимание, что пострадавшие от коронавирусной инфекции клиенты по всему миру (сокращение зарплат, потеря работы и т. д.) переходят к своим сберегательным ресурсам, у которых они имеются. Таким образом, ключевую роль играют цены предоставляемых услуг. Поэтому была принята мера о пересмотре цен, снижении минимальной стоимости заказа, формирование бесплатной доставки и многое другое. Для потенциальных арендаторов происходит снижение цены за 1 квадратный метр до 10%.
Со стороны власти есть определенная поддержка, которой мы стараемся активно пользоваться. В первую очередь это субсидии, которые предоставляются в размере МРОТ (12 130 рублей) и зависят от числа сотрудников. Данные поступления уходят на выплату заработной платы персонала. Затем стоит упомянуть о возможности продления лицензии на продажу алкогольной продукции на 1 год без каких-либо бюрократических трудностей и иных издержек (госпошлины). Если затрагивать и сферу недвижимости, то были снижены ставки по упрощенной системе налогообложения (с 6% до 4%), а также есть возможность получать льготы по земельным и имущественным налогам.
Конечно, пришлось пересмотреть перечень семейных расходов, отказаться тем самым от некоторых привычных издержек: забыть про летний отдых и многие другие запланированные нужды до лучших времен.
«С моей точки зрения, если приложить достаточное количество усилий, ресурсов, то преодолеть кризис удастся»
Ведь любого рода кризис несет за собой не только негативный окрас, но также действительно предоставляет новые возможности. Например, сформированная нами услуга доставки впоследствии сможет не только увеличить клиентскую базу, а тем самым и выручку. Затем есть возможность провести внутренние капитальные изменения, ребрендинг, которые в стабильное время могли привести к более серьезным потерям. На рынке появляются новые игроки, которые приспосабливаются к современным реалиям, создавая совершенно новые бизнесы, которые успешно функционируют во время пандемии. Им также могут требоваться площади для своей деятельности, которые мы можем предоставить.
Согласны с автором?