«Северная Мануфактура» — это компания, где производят частные и корпоративные подарки, одежду, аксессуары, и все это из натуральных материалов и тканей. Самый известный продукт «Мануфактуры» — легендарные сувенирные валеночки, которые хорошо известны не только по всей России, но и за пределами страны. Как создавался этот проект, рассказала директор компании Надежда Лучинина (Пономарева).
Начинали с капитала в 10 тысяч рублей
История компании началась в далеком 2009 году. По образованию Надежда учитель истории и политологии. В то время она работала в Санкт-Петербурге, в крупной корпорации по недвижимости, на статусной должности.
— Там я прошла путь от менеджера до руководителя и на тот момент занималась развитием компании в регионах, открывала филиалы в Сургуте, Норильске, Мурманске и в Архангельске в том числе. Внезапно случился кризис 2009 года, новые филиалы решили больше не открывать, хотя впоследствии снова вернулись к этой программе. Мне предложили перейти на другую должность, но я поняла: все, что могла дать компании, уже дала, — вспоминает Надежда.
Надежда вернулась в Архангельск и начала свой путь в поисках любимого дела. Вместе с друзьями, которые впоследствии стали партнерами, она решила открыть совместный бизнес.
— Правда, со временем мы разошлись и как партнеры, и как друзья, но «Северная Мануфактура» осталась, — говорит Надежда. — На старте у нас было, смешно сказать, 10 тысяч на троих. Первые деньги — 300 тысяч рублей — мы получили по гранту от Министерства экономического развития. Помню, как в самом начале несколько месяцев сама тщательно прописывала бизнес-план: его надо было еще защитить. Партнеры разработали продукт, и вместе мы придумали общую концепцию предприятия.
Первого клиента помнят до сих пор
Целый год бизнес продержался на оборотных средствах от продаж. После чего «Северная Мануфактура» выиграла несколько престижных бизнес-конкурсов, благодаря которым в компании появились деньги на покупку оборудования и расширение продуктовой линейки.
В 2011 году «Северная Мануфактура» заняла первое место в региональном конкурсе «Команда 29» как лучший молодежный проект.
— Мы открылись весной 2010 года, а к осени уже стало понятно, что бизнес работает. У нас пошли первые корпоративные заказы, было очевидно: компаниям Архангельска нужен наш продукт. Самым первым заказчиком, как сейчас помню, была группа компаний «Титан», — вспоминает Надежда. — Вообще, на мой взгляд, понять, что «бизнес идет» очень просто: этот момент наступает, когда оборотных средств хватает, чтобы покрыть все затраты, зарплатный фонд, вложиться в сырье. Пусть это будет три месяца, полгода, но надо создать «положительный прецедент», заложить поле для развития.
«Валенки и грабли» — книга про опыт и инсайты
Прогреметь на всю страну и за ее пределами «Северной Мануфактуре» удалось в 2014 году, когда компанию выбрали поставщиком сувенирной продукции для сочинской Олимпиады.
— У нас было много достижений и наград, но чем я на самом деле горжусь, это тем, что нам удается работать и развиваться уже 10 лет. Эта дата как ничто иное показывает эффективность нашей компании. По статистике, 50–70% новых бизнесов умирают, не прожив первые три года, — говорит Надежда.
Надежда Лучинина не только владелец крупного успешного бизнеса, но и автор книги «Валенки и грабли: записки русского предпринимателя» — об истории «Северной Мануфактуры» и уроках, инсайтах, которые она получила, встав на путь предпринимательства.
— К сожалению, предпринимательству нас нигде не учат. И единственно верный вариант — это впитывать опыт других людей. Горжусь, что нашла в себе силы и написала эту книгу, которая может помочь другим людям получить ценные знания, избежать роковых ошибок, потери денег. Искренне надеюсь, что она кому-то пригодится, предостережет или, наоборот, вдохновит, — поделилась Надежда.
Сегодня основная точка роста для «Северной Мануфактуры» — это механизация некоторых процессов в текстильном производстве, работе с тканями, разнообразием фактур.
Предприниматель должен видеть возможности
Надежда Лучинина активно пользуется различными видами господдержки для своей компании и советует другим предпринимателям не упускать эту возможность.
— Например, мне очень симпатизирует возможность выезжать на выставки по всей стране и миру, когда арендную плату за стенд оплачивает государство. Мы часто посещаем такие мероприятия в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. По выставкам в нашем сегменте обычно уходит около 100–150 тысяч за стенд. Это достаточно большие деньги, и когда их не надо платить, это вызывает огромную благодарность, — считает Надежда.
Кроме этого, в Агентстве регионального развития «Северной Мануфактуре» помогли запатентовать торговую марку, вместе со специалистами они работают, чтобы выйти на международные выставки и рынки.
— Я считаю важным талантом успешного предпринимателя — видеть открывающиеся возможности и использовать их по максимуму. Если таланта нет — надо воспитывать в себе эту «чуйку», интуицию. Предприниматель мыслит и рассуждает возможностями. Если где-то есть возможность развить свой бизнес с минимальными инвестициями, этим надо пользоваться! — уверена Надежда.
Найти самые разные возможности для развития бизнеса предпринимателям всегда помогут в Агентстве регионального развития. Узнать о мерах поддержки и задать любой интересующий вопрос можно по электронной почте office@msp29.ru или по телефону +7 800 100–70–00.
Больше полезной информации — в соцсетях агентства: «ВКонтакте», «Инстаграме», «Фейсбуке».