![Скамейки с карандашами и остановки со скворечниками: кто делает в Архангельске необычные арт-объекты Агентство наружной рекламы в Архангельске сумело подружить интересы заказчиков с пользой и комфортом для горожан | Источник: агентство «Факел»](https://n1s1.hsmedia.ru/99/e6/72/99e672f8d1add7aeb7e707b93a258b19/656x423_1_94f929195d8efdc7925951fc6023c9fc@1232x794_0xYC3IVWqA_5821886979460934082.jpg.webp)
Он «подсадил» на рекламу весь город — в прямом и переносном смысле. Сергей Долгобородов и его агентство «Факел» показали, что «наружка» необязательно должна быть навязчивой и создавать визуальный шум. Благодаря рекламщикам на улицах Архангельска появились удобные скамейки и велопарковки, а «умные» остановки периодически превращаются в крутые арт-объекты — и светятся на федеральных каналах. Новый герой проекта «Бизнес Поморья» рассказал, почему отказался от стандартных рекламных щитов, и какие полезные нововведения ждут горожан в ближайшем будущем.
![Сергей Долгобородов не просто «делает бизнес» на рекламе | Источник: агентство «Факел»](https://n1s1.hsmedia.ru/92/d9/0e/92d90ef4b1bde1b6a9dc4c888e8a2d20/656x423_1_be7a598b12fc2921b426bdacdf9f655c@1232x794_0x6xkeQZzw_8738394899677895262.jpg.webp)
С телеэкранов — на улицу
В рекламном бизнесе Сергей еще с далеких 90-х: созданная его командой печатная реклама и креативные ролики не раз завоевывали награды на крупнейших фестивалях. И вот в начале 2000-х самое дипломированное рекламное агентство Поморья вдруг решило переключиться на «наружку» — причем вышло всё, по словам руководителя, практически случайно.
— Один из клиентов, строительно-монтажная организация, в счет оплаты предложил изготовить для нас рекламные щиты. Наружная реклама тогда как раз была на пике, и мы решили не упускать возможность. Согласовали удачные места в центре города — и нам под ключ собрали и установили шесть новеньких билбордов, — вспоминает Сергей Долгобородов.
![На фото — лишь часть престижных профессиональных наград | Источник: агентство «Факел»](https://n1s1.hsmedia.ru/54/64/21/546421d3481ea74b25ebea54e3ddbbd1/656x423_1_e1fb8c96d920198a4c41df313451cd30@1232x794_0xQGgEycXj_5209286500286062054.jpg.webp)
На тот момент в Архангельске наружной рекламой уже занимались многие — в том числе довольно крупные фирмы. Но пока конкуренты мерились количеством билбордов и сражались за «центровые» точки, Сергей решил мыслить шире и первым придумал размещать рекламу на временных строительных ограждениях. Власти идею поддержали: агентство за свой счет облагородило целые кварталы, вместо унылых долгостроев горожане теперь любовались на эстетичные баннеры — в том числе с социально значимой информацией. Так появился городской социальный конкурс «АРХИФ», просуществовавший десятилетие за счет ресурсов агентства. А в распоряжении рекламной фирмы оказались целые галереи на главных улицах города.
![«Исторический кадр» из 2013-го: билборд-галерея у ремонтируемого долгие годы кинотеатра «Мир», где по традиции награждали финалистов конкурса «АРХИФ» | Источник: агентство «Факел»](https://n1s1.hsmedia.ru/cb/17/c6/cb17c6b6f889d861256bdd0f4724d186/656x423_1_1e08b8dcc7374e474d37f1e9be064bee@1232x794_0xlTwdVYN9_4735212340780624530.jpg.webp)
«Больше не стучим молотком по фанере»
В агентстве быстро поняли, что привычные щиты и растяжки не слишком эффективны. Стандартную рекламную конструкцию можно «воткнуть» не везде, да и выглядит она часто, мягко говоря, не очень уместно и гармонично. Тогда в компании решили создавать новые рекламные носители, которые бы не раздражали жителей и не портили облик города. И вот с 2012 года в пешеходных зонах и вдоль набережной появились десятки удобных металлических скамеек с «рекламными» спинками.
![Скамейки часто становятся «полем» для соцпроектов — таких, как акция в поддержку легальных граффити на улицах города | Источник: агентство «Факел»](https://n1s1.hsmedia.ru/ac/ea/06/acea06bf414fc48eaf9584a07b83f625/656x423_1_ca8757bf7be1bb1e29506ac405331c6d@1232x794_0xjxjQrKM8_1082961917514399565.jpg.webp)
— Так у нас появилась новая аудитория — пешеходы. Наши интересы и интересы города сошлись — и рекламодателям понравилось. Конечно, содержать объекты благоустройства гораздо дороже, чем билборды: все расходы, включая оплату труда дворника, — за наш счет. Но зато мы и развиваем индустрию, и несем пользу людям.
![Не просто скамейка, а арт-объект: на спинке горожане могли написать яркое признание в любви | Источник: агентство «Факел»](https://n1s1.hsmedia.ru/67/6c/f7/676cf7705c764aba0e6df889fc72c33a/656x423_1_3310b9f1d21cf76985881ef2f3b9ba16@1232x794_0xoaaj0UUQ_2427477352597236637.jpg.webp)
Реклама с пользой
Тема благоустройства оказалась как никогда актуальной: это сейчас есть федеральный проект «Комфортная среда», а еще лет 5–7 назад в городе негде было присесть и отдохнуть — и рекламщики своими силами заполнили этот пробел. Следом за скамейками в Архангельске появились десятки велопарковок, а также современные остановки с туристическими картами и электронным расписанием общественного транспорта.
![Такие велопарковки сегодня можно встретить во многих российских городах, а придумали и разработали их в архангельском агентстве «Факел» | Источник: агентство «Факел»](https://n1s1.hsmedia.ru/3c/43/6e/3c436eac70ed85c327ccb53067129b27/656x423_1_95e248370b09c7aead8c856d363224c2@1232x794_0xwTkTYVvM_1344590506223611149.jpg.webp)
К слову, от билбордов «Факел» полностью отказался три года назад. Вместо устаревших фанерных щитов в арсенале ведущего outdoor-оператора — современная и практичная «уличная мебель»: почти две сотни скамеек, десятки велопарковок и 25 стильных остановочных комплексов. Для рекламодателей такой формат выгодней: объекты находятся в поле зрения пешеходов, а размещение выходит почти втрое дешевле, чем на билборде. При этом можно отследить эффективность рекламной кампании.
— Пока что в порядке эксперимента стали добавлять в рекламные слайды умный QR-код со специальной UTM-меткой: предлагаем покупателю перейти на сайт рекламодателя и получить персональную скидку. Можно отследить, с какой точки сколько человек заинтересовалось — ни один билборд не даст собрать такую статистику.
Не остановка, а произведение искусства
Время от времени и без того симпатичные остановочные комплексы силами рекламщиков превращаются в уникальные арт-объекты. Например, к ЧМ-2018 возле городской администрации появилась остановка в виде футбольных ворот: павильон затянули сеткой, а в качестве скамеек позаимствовали со стадиона настоящие кресла болельщиков. Не обошлось и без инцидента: какой-то особенно ярый фанат стащил украшавший остановку мяч с фамилиями российских игроков.
![К ЧМ-2018 возле городской администрации появилась остановка в виде футбольных ворот | Источник: агентство «Факел»](https://n1s1.hsmedia.ru/56/ba/f0/56baf01211c65ab42000902b40c6c987/656x423_1_451ef92338a1350b4d416eb31f5490f1@1232x794_0xSYhl6tKu_8818294611442809260.jpg.webp)
![Украсивший остановку футбольный мяч с фамилиями игроков российской сборной особенно приглянулся фанатам | Источник: агентство «Факел»](https://n1s1.hsmedia.ru/61/b0/3e/61b03e528075f84b554fdd3196f00c35/656x423_1_9b39f6eb60eead779e211b33deb22bc3@1232x794_0xbr5Xxx3S_0106395180632863603.jpg.webp)
— Когда в городе проходило голосование по объектам благоустройства, мы вместе с регоператором ТКО создали «зеленую остановку». Получился такой островок комфорта: маленький сквер с цветами, фонарями и скворечниками. Урны для голосования сделали в виде контейнеров раздельного сбора мусора, куда отправлялись использованные автобусные билетики.
![На «зеленой» остановке оригинально обыграли тему раздельного сбора мусора | Источник: агентство «Факел»](https://n1s1.hsmedia.ru/c9/34/86/c93486a31e47971084802b2a90fc53a7/656x423_1_db820e61a61b864505d3e33c6f136f3a@1232x794_0xlQFmYKQH_8339140504873224326.jpg.webp)
Смелые эксперименты и «цифровое» будущее
Выходить за рамки обыденности для «факелоносцев» — дело привычное. Здесь умеют и любят экспериментировать, быть гибкими и быстро адаптироваться к переменам. Во многом помогает насмотренность и опыт зарубежных коллег: сам Сергей периодически учился в Америке, несколько раз ездил на стажировки в рекламные агентства, даже в Нью-Йорк. До пандемии часто бывал за границей — и из каждого путешествия привозил новые фишки.
— В Амстердаме «подсмотрел» любопытную идею: рекламный короб — как витрина, а внутри расположен настоящий товар. Там это были купальники, а мы в итоге сделали 3D-инсталляцию с настоящим иван-чаем.
![«Чайная» витрина украсила одну из остановок в преддверии крупного арт-фестиваля «Тайбола» | Источник: агентство «Факел»](https://n1s1.hsmedia.ru/35/6e/3d/356e3d93121614f0573ea73d4bf2b182/656x423_1_5fb2898b20fc756f1541c600be78eff3@1232x794_0x8aqyPLdM_4776345845349107541.jpg.webp)
![В ожидании автобуса архангелогородцы могут сыграть в гигантские «пятнашки»... | Источник: агентство «Факел»](https://n1s1.hsmedia.ru/66/85/1a/66851aac020a6b3f3df97e26c4a39c61/656x423_1_7247608a8e838c6f25d7e5be046238fb@1232x794_0xzd3DuXXt_6455729547319220504.jpg.webp)
![...или сделать селфи в кривом зеркале | Источник: агентство «Факел»](https://n1s1.hsmedia.ru/9a/9c/22/9a9c2211381e74d4f56a0996c488a88d/656x423_1_97392a0074a131efed1daf3bebe84c89@1232x794_0xclLu1c1w_9909807866664420233.jpg.webp)
— Сейчас весь мир переходит на цифру, и мы стараемся не отставать. Уже планировали сделать первый в городе дисплей с сенсорной панелью: там и развлекательная, и туристическая информация. Помешала пандемия. А буквально на прошлой неделе начали оборудовать наши остановки системами непрерывного круглосуточного видеонаблюдения — добавилась еще одна социальная функция.
Может показаться, что за такими масштабными делами стоит огромный коллектив. На самом деле команда «Факела» — всего шесть человек, причем все задачи, связанные с дизайном или монтажом конструкций, сейчас на аутсорсе. В условиях коронавирусных ограничений такое решение оказалось оптимальным.
![Компания Сергея Долгобородова рефинансировала бизнес-кредит в МКК «Развитие» по совету Агентства регионального развития — оптимизация позволила улучшить финансовые условия и остаться на плаву | Источник: агентство «Факел»](https://n1s1.hsmedia.ru/5b/75/b4/5b75b4dd41de020262013fcd30dd3154/656x423_1_4b9ee2ecfa2f8b5516cf4ba4e661ce21@1232x794_0x53vk1aFP_9527564376823082002.jpg.webp)
— Мы не попали под закрытие напрямую, как общепит, но влияние ковидных запретов ощутили: заказов стало меньше, в начале пандемии выручка вообще упала на 80 процентов. Спасибо Агентству регионального развития: с их поддержкой и рекомендацией в фонде МКК «Развитие» мы рефинансировали текущий кредит — благодаря этому удалось удержаться на ногах.
Если вы тоже хотите получать государственную поддержку для своего бизнеса от Агентства регионального развития, обращайтесь по телефону 8 800 100-70-00 или по электронной почте: office@msp29.ru.
Больше полезной информации — в соцсетях Агентства регионального развития: во «ВКонтакте», в «Инстаграме», «Фейсбуке».