«Хороший бухгалтер стоит дорого, а плохой еще дороже», — такая цитата висит в кабинете руководителя компании «Учетка» Татьяны Сидоренковой. За 15 лет работы в сфере бухгалтерского и налогового учета она повидала немало сложных и запутанных ситуаций. Нередко в компанию обращаются клиенты, которым нужна экстренная помощь. Когда налоговая, пенсионный фонд и ФСС шлют гневные письма, а все сроки по ответам вот-вот истекут. Чаще всего так происходит, когда предприниматели ведут бухгалтерию сами или доверяют дела некомпетентным фрилансерам. Какие ошибки допускают новички и во сколько они потом обходятся руководителям — разбор в этом материале.
Вместо 12 заплатил 220 тысяч: чем грозит превышение лимита по патенту
Распространенная проблема, с которой сталкиваются ИП, — превышение лимита по патенту. Применять его можно только на некоторые виды деятельности. Кроме того, есть ограничения по количеству сотрудников, выручке и так далее. Однако в зависимости от параметров, например, числа автомобилей у грузоперевозчиков, мастеров в салоне красоты, квадратных метров в рознице, предприниматель сразу видит точную сумму налогов, которую должен заплатить за тот или иной период.
— К нам не раз обращались крупные клиенты, которые не понимали, почему им приходят странные требования и запросы от ИФНС. Разобравшись, мы выясняли, что они превысили лимит по патенту, который составляет 60 миллионов рублей в год. В итоге патент признавался недействительным и им нужно было полностью всё пересчитывать с начала действия патента, — объясняет Татьяна Сидоренкова.
Чтобы этого не произошло, нужно постоянно контролировать выручку. Если предприниматель понимает, что вот-вот превысит лимит, надо подать в ИФНС заявление.
Были печальные примеры, когда руководитель рассчитывал, что заплатит по патенту 12 тысяч или вообще выйдет в ноль, а из-за превышения и перерасчета нужно было заплатить 220 тысяч рублей.
Смухлевать не получится: теперь ИФНС видит занижение стоимости патента
Еще одна проблема, с которой не редко сталкиваются ИП на патенте, — ошибочное или умышленное занижение параметров для расчета его стоимости. Чаще всего это встречается в сфере грузоперевозок, где предприниматель указывает неточное количество автомобилей.
— Сейчас по закону банки обязаны предоставлять ИФНС информацию о счетах предпринимателей. Поэтому специалисты налоговой службы легко могут анализировать расходы и поступления. По этим данным можно увидеть, что, например, один автомобиль ну никак бы не справился с такими большими оборотами. В этом случае ИФНС отправит требование, чтобы ИП пересмотрел или подтвердил, что работал один, а не 10 автомобилей. Они запросят все договоры и узнают правду. Помочь смухлевать мы не можем и не будем этого делать. Готовы только лишь проконсультировать, что делать, чтобы устранить возникшую ситуацию, — говорит Татьяна.
Недавно в «Учетке» был случай, когда клиент занизил количество автомобилей с 10 до 1, заплатил за патент 26 тысяч рублей. А когда налоговая узнала, что задействовано больше транспортных единиц, бизнесмену пришлось написать кучу объяснений, сделать полный перерасчет, заплатить штрафы, пени и отдать 4 миллиона рублей налогов. При этом бухгалтеры не раз предупреждали предпринимателя об ответственности.
Цена маленькой ошибки при расчете страховых взносов
Этот кейс встречается не так часто, но зато он очень показательный. Каждый квартал предприниматели должны сдавать отчет по страховым взносам на сотрудников. В одном из разделов нужно указать Ф. И. О., дату рождения, СНИЛС, ИНН, сумму зарплаты и страховых взносов. Именно из этих данных формируется карточка человека, где прописаны все его пенсионные отчисления.
— Однажды в середине года к нам обратился клиент. Его бухгалтер некачественно вел учет, поэтому он решил его поменять и согласился на восстановление базы. Тем не менее за первые два квартала отчеты по страховым взносам были сданы, причем в бумажном виде. Мы всё восстановили и начали подавать данные за 9 месяцев, которые формируются с нарастающим итогом. Пробовали отправлять три раза и каждый раз всё возвращалось обратно. Все цифры сходились до копейки и даже налоговый инспектор, с которым мы созванивались, не понимал, в чем проблема, — вспоминает Татьяна.
Оказалось, что бухгалтер, которая подавала отчеты до нас, поставила Ф. И. О. не в именительном, а в родительном падеже. И система не соотнесла с ними ни СНИЛС, ни ИНН, ни другие данные. У некоторых сотрудников, которые уходили в это время на пенсию, из-за этой ошибки даже не отображались пенсионные отчисления за два года.
В итоге «Учетке» пришлось проделать огромную работу: данные с неправильным падежом нужно было заменить, восстановить и подать заново. Такая ошибка стоила клиенту немало денег и нервов.
Банки не открывают расчетный счет
Однажды в «Учетку» обратился клиент, который буквально на днях открыл ИП. Но когда пошел в банк, чтобы сделать расчетный счет, получил отказ. Причем ни от одной, а от трех-четырех организаций.
— Мы начали разбираться и выяснили, что с 2009 по 2016 год у клиента уже было ИП. Потом он его закрыл, и сейчас решил открыть снова. Оказалось, что тогда, за последний год, он не сдал декларацию. Хоть она и была нулевая, доходов не было, его заблокировали. Несмотря на то что прошло уже шесть лет, во всех банках на него стояло ограничение, — объясняет Татьяна.
Как удалось всё это выяснить? Узнать причину блокировки можно с помощью специального сервиса на сайте ИФНС. Им часто пользуются и в банках. Однако не всё так просто: человеку показывается только номер и дата решения об ограничении. Чтобы узнать суть, нужно обратиться в архив ИФНС.
Недостающую декларацию тогда сделали достаточно быстро. Но и тут есть нюанс: заполнять ее надо было по форме, которая действовала в 2016 году. А ее сначала нужно было найти и разобраться. В итоге всё обошлось.
В 99% придут с проверкой: почему важно уведомлять о смене юрадреса
Еще одно несоответствие, которое встречается очень часто, но уже у юрлиц, — несвоевременная подача сведений о смене директора или юридического адреса. Сейчас инспекторы ИФНС быстро реагируют на такие моменты. Приходят с проверками и, если по указанному адресу никого нет, составляют акт и вносят сведения о недостоверности.
Если информация недостоверна, у компании могут перестать принимать отчетность. Потому что директор просто не имеет право ее подписывать. С чем постоянно и обращаются в «Учетку», пытаясь выяснить причину. Опровергнуть недостоверность нужно за 30 дней. Если срок пропустили, исправить ошибку можно, но уже со штрафом.
— При открытии юрлица к вам обязательно придут с проверкой. И если указана просто квартира, тоже. Важно, чтобы если человека не окажется на месте, по адресу какая-то табличка или вывеска с контактами, по которым можно связаться с руководителем, — такие консультации в «Учетке» проводят постоянно.
Без бухгалтера не обойтись: рассчитать комиссию маркетплейса — тоже наука
В последнее время в «Учетку» всё чаще обращаются ИП, торгующие на маркетплейсах. Как правило, это предприниматели на упрощенной системе налогообложения, которые ведут бухгалтерию сами.
— Люди приходят со словами: «Мы всё правильно подали в налоговую, а в ИФНС говорят, что мы занизили доход, докажите, что они не правы!» Мы начинаем разбираться и видим, что товаров на маркетплейсе они продали условно на 120 тысяч рублей, а себе вывели 100 тысяч. Эту сумму они и указывают в доходах, не учитывая комиссию маркетплейсу, которую они тоже заработали. Объясняли, показывали и доказывали, — говорит руководитель.
Все предприниматели, обратившиеся в «Учетку» с подобными проблемами, поняли, что без бухгалтера им теперь не обойтись. Все они стали постоянными клиентами «Учетки».
В компании всегда готовы проконсультировать, дать ответы на вопросы или разобраться в сложной ситуации с бухгалтерской и налоговой отчетностью.
Ведение бухгалтерского и налогового учета «Учетка»,
Архангельск, пр-т Троицкий, 52, помещение 34а;
телефон: (8182) 60-32-03;
uchetka.online.