Кластер в переводе с английского — объединение нескольких однородных элементов. При этом кооперация считается самостоятельной рабочей единицей. В Архангельской области за такой тип взаимодействия отвечает Центр кластерного развития.
На сегодня в Поморье существует два больших кластера — судостроительный, работающий с 2012 года, и лесопромышленный, существующий с 2014 года. Оба объединяют в себе малые, средние и крупные профильные предприятия отрасли. К слову, лесопромышленный зарегистрирован в федеральном реестре промышленных кластеров Минпромторга России, а судостроительный является инновационным территориальным кластером. Это дает возможность претендовать на дополнительные меры государственной поддержки бизнеса.
Кроме этого, команда Центра работает над написанием программы развития третьего, рыбопромышленного кластера, куда войдут ведущие предприятия региона, работающие в этой сфере. Ассоциация уже зарегистрирована.
— Компаниям, которые входят в кластеры, мы оказываем информационную поддержку, рассказываем о федеральных, региональных и других возможных субсидиях, грантах, льготах. У каждого кластера есть своя управляющая компания, которая представляет интересы участников. Кроме этого, мы помогаем искать крупные заказы, ведем переговоры о сотрудничестве от лица бизнеса, — объясняет руководитель Центра кластерного развития Михаил Махин.
Лесопромышленный кластер насчитывает 35 компаний, а судостроительный — 60. Среди них такие промышленные гиганты, как группа компаний «Титан», АЦБК, АО «Архангельский траловый флот», Центр судоремонта «Звёздочка», Севмаш, некоммерческое партнерство «Красная кузница» и многие другие.
К слову, показатель наличия кооперационных связей между всеми участниками кластера сегодня находится на уровне 20%, а это очень хорошо.
Зачем конкурентам сотрудничать? Люди, работающие непосредственно на производстве, лучше других знают, как пробелы в законодательстве влияют на весь рабочий процесс. Одной компании справиться с большой законодательной машиной и внести жизненно необходимые поправки в федеральные законы не так-то просто. Другое дело, когда предложения исходят от профессионального сообщества, которое еще и официально зарегистрировано на федеральном уровне. Выражение «вместе мы сила» здесь имеет самое прямо значение.
— У нас проходит очень много совещаний, на которых мы регулярно обсуждаем различные тонкости в законодательстве. Высказывали свое мнение о поправках в так называемый закон о Северах. Мы в свою очередь отстаивали интересы предпринимателей региона, на которых и без того лежит большая финансовая нагрузка из-за высоких северных тарифов, необходимости выплачивать сотрудникам северные, районные коэффициенты, а также оплачивать дополнительные отпуска, связанные с работой на Крайнем Севере и приравненных к нему территориях, — говорит руководитель Центра кластерного развития Михаил Махин.
Сейчас, например, предприятия, входящие в кластеры, активно обсуждают списки компаний, занимающихся импортозамещением. Предприятия, которые попадут в них, смогут получать дополнительные субсидии на работы, связанные с этим направлением. Также на повестке дня поправки в закон о том, что считается «российским судном».
Чем полезно такое объединение для малого бизнеса, можно разобрать на конкретном примере. Допустим небольшая компания, которая занимается логистикой или грузоперевозками, хочет участвовать в арктических проектах, пытается найти партнёров, связанных с освоением Северного морского пути, цинковых руд, но не знает, к кому обратиться. Компания может быть интересна в составе кластера, который, в свою очередь, может выступать в качестве комплексного подрядчика и предлагать полный спектр работ — от судоремонта до строительства подводных путей. Так заинтересовать крупные компании и получить желаемый заказ гораздо проще.
Например, благодаря работе Центра кластерного развития удалось договориться о совместной работе представителей судостроительного кластера Архангельской и Нижегородской областей. Скоро поморские судостроители построят суда на воздушной подушке по проекту нижегородских разработчиков.
Центр кластерного развития организует маркетинговые исследования и помогает с разработкой бизнес-планов, кластеры участвуют в бизнес-миссиях, деловых выставках и прочих мероприятиях, которые помогают находить надежных федеральных партнеров. Подробнее об услугах можно узнать по ссылке.
Кроме этого, центр регулярно проводит бизнес-мероприятия, где крупные предприятия знакомятся с пулом подрядчиков и субподрядчиков, а на круглых столах решают важные проблемы. Также эксперты помогают членам кластера в продвижении товаров и услуг — например отправляют на выставки, где стартаперы знакомятся с бизнес-партнёрами.
По словам Михаила Махина, кластерная политика — это общефедеральный тренд. Сегодня создание промышленных кластеров — это одна из форм развития промышленности. В этом смысле в составе кластера и крупные, и малые предприятия получают желаемое — увеличивают обороты и отстаивают свои интересы.
Успешное сотрудничество доказывают реализованные проекты. Например, создание аэробота «Двина-2» для службы МЧС Архангельской области, строительство баржи «Арктика» для доставки грузов с судов на берег в Арктической зоне, основание селекционного семеноводческого центра, чтобы получать сеянцы деревьев с улучшенными характеристиками. О других проектах, реализованных лесопромышленным кластером, можно узнать здесь, а проектах судостроительного кластера — здесь.
Центр кластерного развития,
Архангельск, наб. Северной Двины, 71 (вход со стороны реки, здание ЖК «Омега-Хаус»);
Телефоны: +7 (8182) 42-14-53, +7 800 100-70-00;
e-mail: office@msp29.ru;
сайт Центра кластерного развития;
Центр «Мой бизнес».