Бизнес Крупный и малый бизнес под одной крышей: зачем промышленники Поморья объединились в кластеры

Крупный и малый бизнес под одной крышей: зачем промышленники Поморья объединились в кластеры

Лесопромышленный кластер насчитывает 35 компаний, а судостроительный — 60

Благодаря работе Центра кластерного развития удалось договориться о совместной работе представителей судостроительного кластера Архангельской и Нижегородской областей. Скоро поморские судостроители построят суда на воздушной подушке по проекту нижегородских разработчиков

Кластер в переводе с английского — объединение нескольких однородных элементов. При этом кооперация считается самостоятельной рабочей единицей. В Архангельской области за такой тип взаимодействия отвечает Центр кластерного развития.

На сегодня в Поморье существует два больших кластера — судостроительный, работающий с 2012 года, и лесопромышленный, существующий с 2014 года. Оба объединяют в себе малые, средние и крупные профильные предприятия отрасли. К слову, лесопромышленный зарегистрирован в федеральном реестре промышленных кластеров Минпромторга России, а судостроительный является инновационным территориальным кластером. Это дает возможность претендовать на дополнительные меры государственной поддержки бизнеса.

АЦБК и ГК «Титан» — участники лесопромышленного кластера

Кроме этого, команда Центра работает над написанием программы развития третьего, рыбопромышленного кластера, куда войдут ведущие предприятия региона, работающие в этой сфере. Ассоциация уже зарегистрирована.

— Компаниям, которые входят в кластеры, мы оказываем информационную поддержку, рассказываем о федеральных, региональных и других возможных субсидиях, грантах, льготах. У каждого кластера есть своя управляющая компания, которая представляет интересы участников. Кроме этого, мы помогаем искать крупные заказы, ведем переговоры о сотрудничестве от лица бизнеса, — объясняет руководитель Центра кластерного развития Михаил Махин.

Михаил Махин, руководитель Центра кластерного развития (слева) и Виктор Иконников, заместитель председателя правительства Архангельской области по проектной деятельности (справа)

Лесопромышленный кластер насчитывает 35 компаний, а судостроительный — 60. Среди них такие промышленные гиганты, как группа компаний «Титан», АЦБК, АО «Архангельский траловый флот», Центр судоремонта «Звёздочка», Севмаш, некоммерческое партнерство «Красная кузница» и многие другие.

К слову, показатель наличия кооперационных связей между всеми участниками кластера сегодня находится на уровне 20%, а это очень хорошо.

Зачем конкурентам сотрудничать? Люди, работающие непосредственно на производстве, лучше других знают, как пробелы в законодательстве влияют на весь рабочий процесс. Одной компании справиться с большой законодательной машиной и внести жизненно необходимые поправки в федеральные законы не так-то просто. Другое дело, когда предложения исходят от профессионального сообщества, которое еще и официально зарегистрировано на федеральном уровне. Выражение «вместе мы сила» здесь имеет самое прямо значение.

Круглый стол для участников лесопромышленного инновационного территориального кластера Архангельской области «ПоморИнноваЛес» об изменениях в технологиях лесозаготовки, применении геоинформационных систем в управлении лесами актуальным вопросам сохранения биоразнообразия на сертифицированных лесных участках

— У нас проходит очень много совещаний, на которых мы регулярно обсуждаем различные тонкости в законодательстве. Высказывали свое мнение о поправках в так называемый закон о Северах. Мы в свою очередь отстаивали интересы предпринимателей региона, на которых и без того лежит большая финансовая нагрузка из-за высоких северных тарифов, необходимости выплачивать сотрудникам северные, районные коэффициенты, а также оплачивать дополнительные отпуска, связанные с работой на Крайнем Севере и приравненных к нему территориях, — говорит руководитель Центра кластерного развития Михаил Махин.

Сейчас, например, предприятия, входящие в кластеры, активно обсуждают списки компаний, занимающихся импортозамещением. Предприятия, которые попадут в них, смогут получать дополнительные субсидии на работы, связанные с этим направлением. Также на повестке дня поправки в закон о том, что считается «российским судном».

Чем полезно такое объединение для малого бизнеса, можно разобрать на конкретном примере. Допустим небольшая компания, которая занимается логистикой или грузоперевозками, хочет участвовать в арктических проектах, пытается найти партнёров, связанных с освоением Северного морского пути, цинковых руд, но не знает, к кому обратиться. Компания может быть интересна в составе кластера, который, в свою очередь, может выступать в качестве комплексного подрядчика и предлагать полный спектр работ — от судоремонта до строительства подводных путей. Так заинтересовать крупные компании и получить желаемый заказ гораздо проще.

Например, благодаря работе Центра кластерного развития удалось договориться о совместной работе представителей судостроительного кластера Архангельской и Нижегородской областей. Скоро поморские судостроители построят суда на воздушной подушке по проекту нижегородских разработчиков.

Центр кластерного развития организует маркетинговые исследования и помогает с разработкой бизнес-планов, кластеры участвуют в бизнес-миссиях, деловых выставках и прочих мероприятиях, которые помогают находить надежных федеральных партнеров. Подробнее об услугах можно узнать по ссылке.

Кроме этого, центр регулярно проводит бизнес-мероприятия, где крупные предприятия знакомятся с пулом подрядчиков и субподрядчиков, а на круглых столах решают важные проблемы. Также эксперты помогают членам кластера в продвижении товаров и услуг — например отправляют на выставки, где стартаперы знакомятся с бизнес-партнёрами.

По словам Михаила Махина, кластерная политика — это общефедеральный тренд. Сегодня создание промышленных кластеров — это одна из форм развития промышленности. В этом смысле в составе кластера и крупные, и малые предприятия получают желаемое — увеличивают обороты и отстаивают свои интересы.

1 из 3

Успешное сотрудничество доказывают реализованные проекты. Например, создание аэробота «Двина-2» для службы МЧС Архангельской области, строительство баржи «Арктика» для доставки грузов с судов на берег в Арктической зоне, основание селекционного семеноводческого центра, чтобы получать сеянцы деревьев с улучшенными характеристиками. О других проектах, реализованных лесопромышленным кластером, можно узнать здесь, а проектах судостроительного кластера — здесь.

Центр кластерного развития,
Архангельск, наб. Северной Двины, 71 (вход со стороны реки, здание ЖК «Омега-Хаус»);
Телефоны: +7 (8182) 42-14-53, +7 800 100-70-00;
e-mail: office@msp29.ru;
сайт Центра кластерного развития;
Центр «Мой бизнес».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
Хотите помочь и этим убиваете: научный сотрудник рассказала, можно ли кормить птиц в Архангельске
Анонимное мнение
Мнение
У ребенка конфликт с учителем: что делать — рекомендации психолога
Анонимное мнение
Мнение
«Рожалки недостаточно»: журналистка 29.RU ответила депутату Госдумы, что еще нужно женщинам в России
Анонимное мнение
Мнение
Вы это замечали? Набережная Архангельска, где есть целый граффити-вернисаж
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Объявления