На своем пути предприниматель встречает трудности как с запуском, так и с последующем развитием своей бизнес-идеи до успешной конкурентоспособной компании. И вот почему: как правило, не хватает специальных бизнес-компетенций, чтобы определить целевую аудиторию, выявить риски, недостаточно финансовых ресурсов до этапа окупаемости, а порой и муниципальная власть не всегда оказывает содействие в реализации проекта, потому что не понимает ценности его для территории и жителей.
Пару лет назад в Архангельской области появилось новое бизнес-понятие — «инвесткуратор», и в последующем трансформировалось в доступное для понимания — территориальный представитель. Этот специалист — настоящая находка для начинающих и действующих предпринимателей в районах области. Его главная задача — помогать бизнесу в муниципальных образованиях, быть связующим звеном между предпринимателями, властью и источником необходимых ресурсов для развития бизнеса, вплоть до привлечения финансирования под 0%.
Как это работает?
Допустим, у человека в Няндоме появилась бизнес-идея, и он захотел начать свое дело — открыть магазин, кондитерскую или даже сыроварню. Как упаковать идею в бизнес-план для оценки рисков и окупаемости проекта, достаточно ли он жизнеспособный, где найти помещение, как минимизировать риски, — на все эти и многие другие вопросы в одиночку ответить непросто. Если даже вопросов на этапе старта нет, можно обратиться к территориальному представителю за разъяснением и оценкой со стороны на возможные риски.
— Территориальные представители — это сотрудники Агентства регионального развития, которое в общей сложности предоставляет более 300 бесплатных услуг для бизнеса. Мы идем от потребности предпринимателей и работаем по принципу «единого окна». Если бизнесу нужна поддержка или есть проблема, достаточно позвонить по единому номеру телефона, и с ним в течение часа свяжется территориальный представитель, проконсультирует или договорится о встрече, — отметил начальник отдела по работе с муниципальными образованиями Агентства регионального развития Виталий Попов.
У территориальных представителей нет офисов, а работа преимущественно разъездная. Вся Архангельская область поделена между пятью представителями, и за каждое муниципальное образование отвечает отдельный специалист. В целом получается по три-четыре района на одного человека. Лешуконь и Мезень курируют преимущественно дистанционно.
Задача — снять барьеры на пути к развитию
Помимо личных встреч, территориальные представители регулярно проводят в районах обучающие мероприятия, мастер-классы, помогают выстроить диалог между бизнесом и властью.
— Еще одна важная задача территориальных представителей — снять административный барьер, помочь решить или ускорить регламентные вопросы. На первоначальном этапе бизнесмен может просто не знать о каких-то подводных камнях, законодательных тонкостях. Так, например, если предприниматель хочет поставлять пищевые продукты в магазины, они обязательно должны пройти декларирование соответствия пищевой продукции. Как это сделать, мы не только подскажем и расскажем, но и бесплатно поможем получить данную услугу в аккредитованном месте. В случае появления вопросов у предпринимателя, затрагивающих региональное и федеральное регулирование, представители также оказывают поддержку. К слову, у наших специалистов есть прямой выход на Министерство экономического развития Архангельской области, что тоже помогает в продвижении инициатив. Мы уверены — нельзя сделать бизнес за человека, но можно встать рядом и помочь ему на большинстве из этапов жизненного цикла развития бизнеса, — считает Виталий Попов.
Территориальные представители работают не только с начинающим, но и с действующим бизнесом, помогают расширить мощности, увеличить обороты, выйти на новые рынки сбыта и даже вывести товар на экспорт.
— С действующими предпринимателями мы работаем опять же исходя из их потребностей, и определенные запросы отрабатываем совместно с нашими коллегами в Центре поддержке предпринимательства, Центре поддержки экспорта, Центре кластерного развития и так далее. Одна из востребованных услуг среди предпринимателей — это поиск новых партнеров. Агентство обеспечит участие продукции предпринимателей на российских и международных площадках, беря на себя оплату практически всех организационных моментов, вплоть до перевода на русский язык экспортного контракта, главное — предпринимателю знать следующий шаг и идти к поставленной цели совместно, — объясняет Виталий Попов.
Что должен уметь территориальный представитель
Кандидатов на должность территориальный представитель отбирали долго и пристрастно. Требований было много — стратегическое мышление, многозадачность, хорошие коммуникативные навыки, умение сплотить команду и самое главное — проживание на территории развития. К слову, сейчас одна вакансия снова открыта. Узнать подробности можно ссылке. Работа сложная, но очень интересная.
— Прежде всего территориальный представитель должен хорошо знать районы, за которые отвечает. У каждого муниципального образования есть свой инвестиционный паспорт, где прописаны всевозможные риски, особенности развития и потенциальные точки роста для бизнеса, все это необходимо знать на зубок, — отмечает Виталий Попов.
С подачи территориальных представителей в районах области проходят «Точки кипения» — это мероприятия, на которых действующие предприниматели делятся опытом и бизнес-историями с начинающими, помогают, подсказывают, вдохновляют.
Реальные примеры работы
Есть немало реальных примеров, когда поддержка инвестиционных кураторов помогла реализовать интересные и полезные для района проекты. Это и фабрика косторезных изделий в Холмогорском районе на 10 рабочих мест, и небольшой завод по производству уникальной минеральной воды Солониха в Красноборском районе, и пекарня в Няндоме на 40 рабочих мест. К слову, руководителю последнего предприятия Оксане Гусевой всего за два года удалось так прокачать свое предприятие, что сегодня оно является победителем в конкурсе «100 лучших товаров Росси».
Всего за 2019 год территориальные представители в районах охватили более 500 новых субъектов малого и среднего предпринимательства и предоставили около 1000 услуг.
Чтобы связаться с территориальным представителем в своей районе, достаточно позвонить по телефону 8 (800) 100-70-00 или прийти в центр «Мой бизнес» по адресу: Архангельск, наб. Северной Двины, 71 (вход со стороны реки, здание ЖК «Омега-Хаус»).
Больше полезной информации для своего бизнеса можно найти на Мsp29.ru и в группе во «ВКонтакте».