Криминал Криминальные «прописи»: на пару крючков ближе к истине

Криминальные «прописи»: на пару крючков ближе к истине

Почерк каждого из нас — уникален. Несколько строк из-под руки могут сообщить темперамент, возраст, пол и даже настроение человека в момент письма. Казалось бы, зачем изучать чьи-то каракули? Ведь мы живем в эпоху расцвета компьютерных технологий, когда и печатать порой не приходится — даем голосовую команду. Тем не менее, детальная почерковедческая экспертиза может привести криминалистов к раскрытию преступления. Как это происходит?

Что увидит почерковед

В международный День ручного письма мы заглянули в Экспертно-криминалистический центр УМВД России по Архангельской области, где познакомились с профессиональным почерковедом. О своей кропотливой и важной работе нам рассказала майор полиции, эксперт-криминалист Елена Петрова.

Фрагменты рукописных текстов — письма, документы, записки, буквенные и цифровые записи, подписи — все это может стать объектом лабораторного почерковедческого исследования. Такую экспертизу делают, чтобы выйти на действительного исполнителя рукописного текста, вынести предположения о его поле и возрасте, а также условиях и обстоятельствах, в которых он писал, был ли этот человек в состоянии аффекта, наркотического или алкогольного опьянения и другие версии.

На содержании почерковеды внимание не заостряют. Их цель — не чтение, а скрупулезный анализ множества элементов и особенностей почерка, который помогает криминалистам ответить на разные вопросы. Благодаря экспертизе можно из нескольких предполагаемых исполнителей выявить действительного. Реально подтвердить или опровергнуть авторство «рукописи» даже в сложные моменты, когда речь идет о подражании чужому почерку или наоборот — когда человек умышленно искажает свою собственную подпись, чтобы потом от нее отказаться. Можно также предположить, сколько человек задействовано в письме, какие его фрагменты кому принадлежат, сделал ли поправки в тексте первоначальный исполнитель или кто-то внес их потом…

1 из 2

Выпил. Очнулся. Кредит

— Елена Павловна, с какими случаями чаще всего приходится работать?

— В основном это экономические преступления, однако, почерковедческая экспертиза сегодня весьма востребована в разных следственных ситуациях — от раскрытия мошенничества и до гражданских правонарушений. Объектами исследования могут стать бухгалтерские документы, договора, связанные с недвижимостью, кредитные документы, «липовые» долговые расписки и другие бумаги. В последний раз в одном деле у меня было 200 бухгалтерских документов. Ситуации встречаются разные. К примеру, человека обвиняют в том, что он взял в долг и в качестве доказательства предоставляют его расписку. По факту же оказывается, что «должник» и денег не брал, и не писал ничего. Или такая ситуация: кто-то берет в банке кредит или технику в рассрочку, а потом отказывается со словами «не помню такого».

— И как может обернуться последняя ситуация?

— Может оказаться, что почерк из банковских документов идентичен почерку предполагаемого исполнителя, только несколько видоизменен, что объясняется, например, алкогольным опьянением во время оформления кредита, либо намеренным искажением почерка. По таким делам нам доводилось делать категорические положительные выводы, то есть мы буквально доказывали, кто исполнитель, и в итоге человек сознавался. В некоторых ситуациях наши заключения являются основанием для возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела. Но в большинстве случаев нам назначают почерковедческую экспертизу уже в рамках возбужденного уголовного дела. И результаты почерковедческих экспертиз ложатся в основу обвинительных заключений следователя наряду с другими доказательствами.

— Бывали в Поморье ситуации, когда внуки в буквальном смысле «приписывали» себе бабушкино наследство?

— Таких поддельных завещаний в моей практике не было. Но был случай, когда бабушка в преклонном возрасте переписала на племянницу квартиру и забыла об этом, а потом сама обратилась в органы: «У меня забирают жилье». Следственные органы назначили почерковедческую экспертизу, и оказалось, что бабушка сама все написала. Как правило, подобные и другие имущественные конфликты возникают между родственниками.

— А как понять, что объект экспертизы — результат «коллективного творчества»? Какие детали указывают на количество авторов?

— Основное свойство почерка — индивидуальность, то есть особенности движений при письме, которые постоянно проявляются в почерке одного лица. При установлении исполнителя эксперт безусловно учитывает вариационность почерка, которая проявляется как от внутренних — психофизическое состояние, так и внешних факторов — неудобная поза исполнителя, недостаточное освещение, непривычный пишущий прибор. При этом принимаются во внимание и признаки намеренного искажения почерка. При исследовании текстовой части документа, например, расписки, эксперт выделяет общие и частные признаки, на основании которых приходит к выводу одним или несколькими лицами выполнена расписка. Это зачастую бывает, когда производятся дописки в документе с изменением каких-нибудь обстоятельств, например, условий возврата долга.

Найдите семь отличий

Помните такую игру в детских журналах? Также и почерковеды порой смотрят на две похожих подписи и находят различные детали. Кстати, идентифицировать почерк можно не только по крючкам и петелькам, но и по отступам между словами, длине абзаца, расположению строк — они могут идти прямо, подниматься или опускаться. Не все из нас делают перенос слов — это тоже важная деталь, по-разному мы ставим в текст и пропущенные кусочки — кто-то пишет забытое слово над галочкой, другой — обводит текст и стрелкой указывает на вставку. Особенности размещения текста — это топографические признаки. Кроме них, помогают понять, как пишет конкретный человек общие признаки и частные. Первые характеризуют почерк в целом как систему движений, вторые отражают особенности движений при написании отдельных букв, их частей и межбуквенных соединений. Частные признаки обычно видны только специалисту — их может быть десять или двадцать, но, чтобы подтвердить или опровергнуть исполнение предполагаемого человека, порой хватает и семи признаков.

Над исследованием одного объекта почерковед может трудиться около часа, над другим — неделю и больше… Елена Павловна уже 10 лет в этой сфере, как сама отмечает, с опытом экспертиза продвигается динамичнее.

Помимо идентификационных почерковеды решают диагностические и классификационные задачи. К классификационным относятся установление пола и возраста исполнителя. Методом математического моделирования с вероятностью до 90 процентов эксперты могут определить, старческий перед ними почерк или школьный, мужской или женский.

— А к диагностическим задачам относится определение условий выполнения той или иной записи, — комментирует Елена Петрова. — По определенным признакам мы можем сделать вывод, что человек писал в неудобной позе, либо в спешке — на стене или капоте автомобиля. Может быть, исполнитель находился в состоянии сильного душевного потрясения, волнения, алкогольного или наркотического опьянения или у него болела рука. При установлении таких фактов мы обязательно отражаем это в нашем заключении, так как это имеет значение для дела. Следственные органы получают от нас информацию, рассматривают все версии и выходят к истине.

— Елена Павловна, чтобы понять, что эта подпись — моя, вам пришлось бы запросить у меня другие рукописные документы? К примеру, мой блокнот…

— Конечно. Но бывает так, что блокнот не потребуется — есть подписи, в которых… нет букв. Просто абстрактный росчерк без фамилии. Если же в подписи есть буквы, мы обязательно обратимся к образцам почерка и подписи.

Скорость мысли и письма

Часто по подписи можно сказать, с какой скоростью она сделана, что тоже наводит на определенные выводы. Обычно люди не стараются вырисовывать каждую букву, подписывая документы. Я предлагаю Елене Павловне эксперимент: она оставляет на листке свою подпись, а я быстро пытаюсь повторить ее на этом же листке.

— Вы художник? — спрашивает меня Елена Павловна.

— Немного, — отвечаю я.

— Ловко, но тут и увеличение мне не понадобится, чтобы уже сейчас сказать о подлинности или подделке подписи, — улыбается Елена Павловна.

В этом случае не пригодился самый главный инструмент почерковеда — лупа. Еще эксперты используют микроскопы с пятидесятикратным увеличением и приборы, сообщающие была ли техническая подготовка при подделывании подписи, например, они помогают увидеть за линиями стержня незаметные нашему глазу следы карандаша.

— У моих коллег из другого региона был случай, когда злоумышленники, чтобы подделать подпись, обратились к услугам… художника, — отмечает Елена Павловна. — Для экспертизы была создана целая комиссия экспертов. Но, несмотря на искусное исполнение подписи и отсутствие технической подготовки при ее выполнении, эксперты пришли к категорическому отрицательному выводу, что позволило установить истину.

В День ручного письма редакция Городского сайта 29.ru желает почерковедам ЭКЦ УМВД России по Архангельской области всегда находить истину за заборами из крючков и петелек. Я же в отдельности публично обязуюсь не подделывать больше чужие подписи, в особенности — криминалистов.

Прямая речь

Сергей Куликов, заведующий патопсихологической лабораторией ГБУЗ «АО «Архангельская клиническая психиатрическая больница»:

— Графологическая экспертиза позволяет создать развернутый психологический портрет писавшего, определить его эмоциональное состояние. Исследуют почерк не только в криминалистике, но и при приёме на работу, аттестации кадров, профориентации, в космической медицине — для оценки функционального состояния центральной нервной системы космонавтов, их адаптационных способностей в целом.

По почерку можно определить пол, основные черты характера, особенности темперамента, психоэмоциональное состояние пишущего и возможные отклонения или заболевания: нервное напряжение, возбуждение или угнетение, фон настроения, психическое расстройство, травма, алкогольное опьянение.

Насчитываются десятки отдельных показателей почерка. Важно понимать, что нельзя делать выводы о чертах личности, основываясь только на одном признаке. Необходимо учитывать весь спектр исследуемых характеристик и степень их выраженности — так же, как врач никогда не ставит диагноз на основании только одного симптома.

Например, размер букв говорит об отношении человека с окружающими его людьми и о реакции его на внешние проявления. Наклон букв свидетельствует об уровне эмоциональных реакций человека, степени его понимания окружающих — эмоциональный контроль, упрямство, сдержанность. Нажим характеризует как эмоциональное состояние человека, а также силу или слабость характера.

Если говорить о диагностике, то специалисты Патопсихологической лаборатории ГБУЗ АО «АКПБ» проводят комплексные диагностические исследования психической деятельности пациентов, куда входят изучение когнитивных функций, уровня и структуры интеллекта, личностных особенностей и психоэмоциональных характеристик. Анализ почерка также может применяться медицинскими психологами в совокупности с психолингвистическим, синтаксическим анализом письменной продукции пациентов и результатами тестов.

Елена Ионайтис
Фото: Фото Сергея Сюрина и предоставлено Сергеем Куликовым

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
10
ТОП 5
Мнение
Работа в −50, алкоголь и тоска по дому: нефтяник — о том, как празднуют Новый год на вахте
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Становится приятнее возвращаться домой»: организатор пространства рассказала, как правильно расхламляться
Анастасия Карачаровская
Мнение
Вы это замечали? Наблюдения за Архангельском — в итоговом фоторепортаже года
Иван Митюшёв
Фотография
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Рекомендуем
Объявления