В прошедшем 2019 году в Архангельской области было выявлено более 500 преступлений с целью сбыта наркотиков и изъято более 17 килограмм наркотиков. В основном те, кто этим занимается, — молодые люди, которые хотят заработать быстрых денег.
Адвокат из Архангельска Дмитрий Дерен в своей колонке делится своим опытом в защите людей, которых подозревали в сбыте наркотиков. Эксперт пытается понять — как можно изменить ситуацию с распространением запрещённых веществ и уменьшить участие в этом несовершеннолетних. По его словам, некоторые просто не знают, как действовать в случае предъявления им обвинений и не представляют масштабы риска, когда соглашаются на легкий заработок.
Предложили сознаться в том, чего не делал
Как происходит задержание во время наркопреступления? Обычно человека просто ловят с поличным, когда он ставит закладку, и затем допрашивают в полиции. Ко мне обращались те, кому было 16, 17, 18 лет, ну и, конечно, люди постарше. Чаще всего это были парни, реже — девушки. Как правило, задержанных подозревали в сбыте наркотиков или покушении на сбыт.
Но происходят и другие случаи. Например, ко мне за защитой обратился человек, который сказал, что его просят прийти пообщаться в полицию. Там выяснилось, что был задержан его знакомый, с которым у него были неприязненные отношения. Мужчине предъявили обвинение за хранение наркотических средств. Следователь указывал на то, что в отношении моего доверителя есть подробные изобличающие показания — на него указывали как на лицо, совершившее сбыт наркотических средств.
«Ему предложили написать явку с повинной и сознаться в том, что он сбывал наркотики задержанному»
Было сказано, что в этом случае его не заключат под стражу, а суд затем смягчит наказание. При этом статья 228.1. ч. 4 УК РФ предусматривает наказание свыше 10 лет лишения свободы и является особо тяжкой. Естественно, за совершение преступления по данной статье подозреваемому в 99% случаев грозит длительное реальное лишение свободы. Хорошо, что доверитель своевременно обратился за юридической помощью, мы выстроили и изложили органу следствия позицию стороны защиты. Удалось доказать, что мой доверитель в то время, когда он якобы сбыл наркотик, на самом деле находился за пределами территории РФ. Также следственному органу были приведены мотивы оговора моего доверителя.
В итоге мой доверитель остался в статусе свидетеля. Истину удалось установить при помощи своевременного анализа материалов и обращения доверителя к адвокату. В ином случае доверитель, понадеявшись на себя и не имея юридического образования, вряд ли смог бы выстроить убедительную позицию защиты.
«Мог бы оказаться на скамье подсудимых по особо тяжкой статье за чужие преступления»
Хорошо учился, вёл активный образ жизни и проблем с законом не было
В другом случае ко мне обратилась мать несовершеннолетнего, которая пояснила, что ее сын задержан сотрудниками полиции и привлекается к уголовной ответственности за покушение на сбыт наркотических средств в крупном размере.
Несовершеннолетний был из положительной семьи, хорошо учился, вёл активный образ жизни и никогда не имел проблем с законом. В совершение преступления он был втянут старшими, взрослыми лицами.
«Они убедили его, что можно заработать хорошие деньги и при этом если его поймают полицейские, то в первый раз просто пожурят и накажут штрафом»
Не понимая, во что втянулся, несовершеннолетний пошел на поводу у старших и согласился. Он не знал, что за это преступление даже несовершеннолетним дают до 10 лет лишения свободы в колонии строгого режима. О том, что совершил тяжкое преступление, он узнал только в кабинете следователя… но, субъектом преступления он уже являлся, так как достиг возраста уголовной ответственности — 14 лет. А незнание закона не освобождает от ответственности даже несовершеннолетних. В итоге он получил четыре года колонии.
Проблема этого молодого человека не только в нем, но и в обществе в целом. До молодежи не доводится ни в семье, ни в школах и других образовательных учреждения то, что за подобные деяния можно попасть в места лишения свободы. Не доводится и информация о тяжести наказания.
«Естественно, что 14–15-летний парень сам не будет читать Уголовный кодекс и анализировать, что будет, если его поймают на наркотиках»
Увы, это проблема и образования, и воспитания, и семьи. Она требует, полагаю, обязательного введения в образовательных учреждениях отдельного предмета, направления о вреде наркотиков и общественной опасности подобных преступлений.
Необходимо показать несовершеннолетним: то, что кажется им «детской шалостью», может отправить их за решетку на всю жизнь. Думаю, узнав об этом, количество преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств существенно сократилось и нам удалось бы спасти много семей и судеб.