Этот текст вышел на нашем сайте еще в 2017 году. Но сегодня, в День памяти Виктора Цоя, как мы считаем, стоит перечитать его: здесь воспоминания о том, каким был концерт «Кино» в Архангельске. Тем же летом лидера группы не стало.
В ответ на нашу публикацию ко дню рождения Виктора Цоя, посвященную его 55-летию, мы получили много откликов, и один из них — история личного знакомства с легендарным музыкантом в Архангельске, где он выступил с концертом. За что рок-кумир советской молодежи полюбил Север, чем его угощали на банкете в честь приезда группы «Кино» и какими были одни из последних концертов в жизни Цоя — в воспоминаниях ведущего телеканала СТВ Алексея Рэдфорда.
— В 1990 году Цой выступал и в Архангельске. Это был прекрасный концерт, но, мне показалось, бюджетный — сцена была оформлена скромно, зато звуковая аппаратура была на уровне. Небогатые девяностые же начинались в последний год существования СССР. Я давно хотел послушать «Кино» вживую — они были, действительно, легендой нашей рок-музыки. Я часто бывал в Москве и Питере на разных сборных рок-концертах, но Виктора Цоя в их программах не было. Почему? Я не знаю.
Мне кажется, архангельская публика отреагировала на приезд Виктора Цоя как на должное… Так как была избалована вниманием к Русскому Северу практически всех рок-звезд. Архангельский писатель Николай Харитонов регулярно привозил в столицу Поморья и в Северодвинск Бориса Гребенщикова, «Крематорий», Гарика Сукачева, Константина Кинчева, «Настю» и многих других. Не было только Цоя. Мне кажется, с его продюсером Юрием Айзеншписом было сложнее договориться из-за очень плотного графика гастролей Виктора. В Архангельск его собственно привезла фирма «Сердолик», которой руководила Белла Высоцкая. Удивительная и очень энергичная женщина смогла втиснуться в плотный гастрольный график, видимо, обаяла Айзеншписа и подарила Архангельску сразу пять концертов, которые прошли с аншлагом!
Песни под рев публики шли одна за другой. И все хиты. Все дело в том, что даже новые, недавно написанные композиции, которые звучали на концертах в Архангельске, уже успели стать хитами.
Белла Высоцкая, о которой я уже сказал, помогла мне тогда организовать интервью с Цоем, за что ей огромное спасибо. Вы представьте! Мне 19 лет. Я еще неопытный журналист. А передо мной звезда таких масштабов. Конечно, я страшно волновался перед интервью. И, наверное, мог тогда задать совершенно глупый вопрос, но все прошло удачно.
Цой мне показался на удивление скромным. Даже складывалось ощущение, что он стесняется рассказывать о себе. На вопросы Витя отвечал одним-двумя предложениями. Он тогда рассказал коротко о программе, которую привез в Архангельск, признался, что ему очень нравится Русский Север, и он хочет попробовать нашей архангельской клюквы, морошки и брусники, а также беломорской рыбы.
Она, кстати, была на ужине, который был устроен в ДК Моряков, сейчас — «Модерн». Ужин длился несколько часов. Было там и спиртное. Виктору и музыкантам Бэлла Высоцкая подарила сувениры и фотоальбомы о Русском Севере. Виктор долго его разглядывал и листал страницы, отойдя вдаль от стола. Мне показалось, что ему хотелось побыть в одиночестве и скорее уехать в гостиницу на отдых перед предстоящим концертом. Группа «Кино» к нам приехала сразу после гастролей в Германии, музыканты после самолета выглядели уставшими. Прямо у трапа самолета ТУ-134 была открыта бутылка шампанского, которое гостям разлили в граненые стаканы.
Не многие журналисты, увы успели пообщаться с ним лично… Для нас его песни были зеркалом того сложного и революционного времени в стране. До этого же была перестройка, страна менялась… Знакомые завидовали моему знакомству. Больше всех расспрашивал мой двоюродный брат Максим, который живет в Москве. Ему не удалось получить автограф Цоя в столице, а я на интервью с Виктором взял с собой пластинку «Кино», на которой он расписался. Эту пластинку с автографом было решено подарить брату.
О чем бы я спросил Виктора Цоя сейчас? Не знаю. Наверное, предложил бы поразмышлять о том, как мы жили в 90-е, и сравнить свободу тех лет с тем, что мы имеем сегодня.
Фото: Валерий Александров, Алексей Рэдфорд