Когда-то Анна Барсова занималась файер-шоу и шила куклы, но однажды наткнулась в интернете на статью про эбру — старинную технику рисования на воде. И влюбилась в нее с первого взгляда. За пять лет она создала сотни «водяных» картин — по ее собственному признанию, удачной получается одна из десяти. О тонкостях сложного процесса эбру читайте в материале 29.ru.
— В эбру есть классические сюжеты — в основном это цветы. Чтобы нарисовать тюльпан, достаточно следовать определенной технике. Но если хочешь отойти от классики, нужно продумать заранее последовательность рисунка и предугадать, как поведет себя вода, как она будет изменять свою форму, — Анна раскладывает набор для рисования — кисточки, тонкие палочки, гребешки для орнамента.
Подготовка водяного холста занимает больше времени и телодвижений, чем во многих традиционных техниках рисования. Вода должна быть достаточно густой, чтобы краска в ней не растворялась, и поэтому за сутки до рисования надо добавить в нее специальный состав из водорослей. Мастера эбру самостоятельно делают и краски (из пигмента, желчи и воды), и инструменты (из стеблей роз и конского волоса), но это сложные процессы, требующие большой практики. Анна заказывает готовые краски из Турции. Но «холсты»-лотки делает сама — из стекла и силиконового клея. Когда картина на воде будет готова, художница погрузит в лоток лист бумаги, чтобы перенести на него получившееся изображение.
Где возникло эбру — вопрос открытый. Этой технике рисования не менее 700 лет, наиболее широкое распространение она получила в Турции. Там верят, что растекающимися по воде красками рисуют высшие силы. В России эбру мало кому известно. Когда Анна пять лет назад загорелась идеей овладеть этой техникой, она начала искать преподавателей в России, но те, кого она нашла, давали уроки лично в Питере и Москве. Поэтому ей пришлось обратиться к зарубежным мастерам, которые были готовы работать с ней через интернет.
— Поначалу ничего не получалось. Когда в первый раз пробуешь, не можешь приноровиться к особенностям приготовления воды, краски. Особенно сложно переносить рисунок с воды на бумагу.
Технология эбру
Изначально эбру — мусульманское искусство, поэтому тема цветов здесь преобладает. В исламе есть запрет на изображение людей и животных, поэтому мусульманское творчество состоит из растений и орнаментов. Но современные мастера отходят от вековых табу и рисуют в эбру даже портреты. Анна решает продемонстрировать классический мотив — гвоздику.
Сначала художница рисует фон. Брызгает кисточкой на воду краски разных цветов. Затем палочками создает на воде круги красок, которые позже станут лепестками тюльпана. Процесс рисования занимает всего 15 минут. Самое сложное при этом — не утопить краски, переборщив с их количеством.
— У каждой краски свой характер, — рассказывает Анна о нюансах эбру. — Например, желтая очень сильная краска, она не любит к себе кого-то запускать.
Краски на воде
Эбру — не единственная экзотическая техника живописи, которую практикует Анна. Она, например, работает в технике масломакрос, придуманной архангельским художником Юрием Латухиным в 2012 году. В ней масляными красками создаются объемные абстрактные картины. Анна придумала, как изготавливать металлические украшения с инкрустированным рисунком в этой технике.
— У нас оставалось много красок на палитре. Мне пришла в голову идея использовать их в украшениях, мы попробовали, и я доработала технологию, чтобы можно было вставлять их в кулон.
Раньше Анна увлекалась файер-шоу, изготовлением авторских кукол и восточными танцами, сейчас занимается масломакрос, рисует картины и портреты на заказ, но ее основной деятельностью остается эбру. Каждую неделю в студии «Ручные вещи» художница проводит детские мастер-классы.
— Людям взрослым это искусство тоже интересно и приятно, потому что они на нем отдыхают, смотрят на все эти круги и успокаиваются. А детям интересно, это для них какое-то волшебство.
Еще Анна устраивает выставки, благотворительные ярмарки и участвует в городских мероприятиях в Архангельске и Северодвинске. Дома у нее лежит более трехсот своих работ.
— Я сама, конечно, критично отношусь к своему творчеству и не могу адекватно оценить со стороны художественную и эстетическую ценность своих работ. Хотя я знаю, что эти работы редкие. В этом искусстве действительно интересные получаются одна на десять штук. Поэтому если хочется именно выставку, нужно засесть и штамповать рисунки, а потом выбирать из них наиболее удачные.
Фото: Кристина Полевая