В ноябре музыкант Андрей Лысиков, более известный как Дельфин, приедет в Архангельск в третий раз. В клубе М33 он представит новый альбом «442». О том, какую аудиторию привлекает пластинка и почему она — вне времени, а также чем страшна ностальгия по 90-м для его поколения, музыкант рассказал в интервью 29.ru.
— Андрей, вы в туре с середины сентября. О новом альбоме «442» известно, что он очень отличается от предыдущих работ. А поменялся ли в связи с этим слушатель на концертах?
— Я вижу и абсолютно новых людей, которых, видимо, зацепила проблематика этой пластинки, и они приходят послушать. Вижу также лица, которые часто встречаю на концертах. У них тоже новый материал как-то срезонировал — они похоже воспринимают окружающую действительность.
— А новые лица — это более молодая аудитория?
— И молодая в том числе. Аудитория у нас очень широкая, разнообразная. Это люди абсолютно разных профессий и увлечений, но, на мой взгляд, их объединяет одна вещь — они хотят глубже разбираться в том, что происходит в окружающем их мире и что при этом происходит внутри их самих.
— Интерес к тому, что происходит прямо сейчас, чем пестрят новостные ленты, в связи с чем у вас возник?
— Видимо, опыты погружения внутрь себя, попытки на этом сосредотачиваться, были нарушены какими-то внешними факторами — неконкретными. Они стали настолько раздражительными, настолько мешали внутренним процессам, что пришлось об этом подумать и высказаться. На данном этапе я максимально от этого освободился и попробую вновь сосредоточиться на чем-то внутреннем. Но я думаю, что эта пластинка будет соответствовать повестке дня и через десять лет. Ничего не поменяется. События будут меняться, но их суть — всегда одна и та же.
Альбом под кодовым названием «442» вышел в марте. Это юбилейная — десятая — пластинка Дельфина. Критики и просто любители творчества музыканта отмечают, что настроение альбома — война, буквально нависшая в воздухе. В семи треках война прорывается во все сферы жизни: она политическая, духовная, межличностная. Беседуя с человеком, которого эти настроения в мире и конкретном социуме глубоко задевают, мы не смогли избежать темы взрыва, прогремевшего в здании ФСБ в Архангельске в эту среду.
— Как вы относитесь к тому, что бороться с системами государства идёт в одиночку совсем молодой человек?
— Молодежи вообще свойственно что-либо делать. Молодость предполагает наличие максимальной энергии для реализации. К сожалению, иногда люди более старшего возраста умело манипулируют этой энергией в своих личных целях. Мы видим это повсеместно. Среди молодежи есть люди такого плана, как этот молодой человек, по сути своей не поверивший никому и решивший в безвыходной ситуации так поступить. Но это мои предположения. Чтобы говорить о чем-то точно, нужно серьезно разбираться в ситуации.
— Но это ведь не единичный случай, когда молодые люди с оружием в руках идут «что-то делать», если также вспоминать недавние события в Керчи. Думаете, как-то можно от этого защитить молодое поколение?
— Наверное, взрослые должны максимально прислушиваться к тому, что говорит молодежь. Создавать максимальные условия для реализации в абсолютно других областях. Делать всё возможное, чтобы свободное время и та энергия, которая принадлежит молодежи в ее возрасте, расходовались на совершенно другие вещи. Для этого, конечно, нужно создавать максимально льготные и хорошие условия.
— Немного сменим тему. В одном из интервью вы говорили, что в 90-е, когда вы еще были в составе группы «Мальчишник», в провинции ваша музыка и существование на сцене в целом оставались публикой непонятыми. С проектом Дельфин в регионах это непонимание удалось преодолеть?
— Я думаю, что в любых городах и регионах есть своя специфика восприятия того или иного музыкального материала. Это не хорошо и не плохо — так сложились обстоятельства именно в этом местном социуме. В 90-е годы просто мало что до людей доходило даже чисто технически. Они слушали на кассетах странную русскую музыку и думали, что этим всё ограничивается. Информации было очень много, но редко кто интересовался ею. То поколение выросло, а технологии поменялись. Сейчас всё происходит совсем иначе, непонимание преодолевается тем, что информация открыта.
— А как вы относитесь к ностальгическим веяниям по последнему десятилетию XX века? Люди запускают целые флешмобы «Мои 90-е», вспоминают о них, как о золотом времени.
— Просто посмотрите, кто этим занимается. В основном это люди плюс-минус мои ровесники (Андрею Лысикову в сентябре исполнилось 47 лет. — Прим. ред.), которые дожили до такого возраста и вспоминают свою молодость, как лучшее время, которое с ними было. Отсюда и идёт вся эта история. Мне искренне жаль таких людей. Они слишком много времени посвящают ностальгии, а не себе в настоящем или тем более в будущем.
— Но такие же желания подражать тому времени возникают и у современной молодежи...
— Предполагаю, что такая ситуация тоже существует. Это как в те же 90-е годы была волна прикола по музыке 60-х, по стилягам и всему этому. Был такой нью-стиль, откуда возникли группа «Браво» и подобные коллективы. Все эти люди не «шестидесятники», но, переосмыслив то время, они привнесли его в свою жизнь на новом уровне. Возможно, молодые люди ищут вдохновения в том, что касается музыки или других проявлений искусства в 90-е. Действительно, те годы были в чём-то революционными, появилось много стилей и направлений, которые развиваются до сих пор. Возможно, те люди, которые планируют серьезно заниматься музыкой, начинают с корней. Тогда 90-е станут для них отличным стартом.
— Андрей, с концертом в Архангельск вы приезжаете уже в третий раз. Чем запомнилась наша северная публика?
— Насколько я помню, а мои впечатления не забыты, у вас очень ждущая публика и очень отзывчивая, всегда внимательно участвующая в процессе концерта. Энергетически всегда было очень приятно. По-моему, в первый приезд мы общались даже с двумя приятными молодыми людьми по поводу недавно вышедшей пластинки после концерта. Было интересно послушать их мнение. Это вообще неоднократный случай такого общения со слушателями в городах. Они иногда очень интересно интерпретируют то, что мы делаем. Это говорит о том, что они действительно пытаются проникнуть, а ты потом об этом можешь подумать.
— А какой концерт ждет северян в этот раз?
— Концерт будет построен на треках с новой пластинки, но мы сыграем и наши старые работы, которые по посылу наиболее подходящие, схожи по тематике. Мы их собрали с разных пластинок, специально сделали новые аранжировки. Получилась очень боевая концертная программа.
Полина Карпович