В 17-м веке в Ирландии национальные танцы были под запретом. Потому народ плясал только дома и так, чтобы с улицы этого не было видно. Архангелогородке Светлане Карцевой захотелось танцевать, как ирландцы. Сейчас у неё уже два десятка учеников, они привозят медали с международных соревнований. Ирландскую чечётку в их исполнении можно увидеть на вечеринках в честь Дня святого Патрика или Самайна — кельтского праздника урожая. Из путешествий они привозят фотографии с фирменным пони-прыжком. И мечтают съездить на Всеирландские соревнования.
В добрый путь — за идеальной чечёткой
Ирландская чечётка покорила Светлану Карцеву. И ей захотелось самой лихо отбивать степ. Это, пожалуй, самый зрелищный элемент ирландских танцев. И один из самых трудных. Ирландские танцы — вообще сложная и очень «техничная» штука, говорит Светлана. Прыжки должны быть высокими, а ноги — «стучабельными». Это почти что термин — танцора должно быть хорошо слышно, когда он исполняет чечётку. «Стучабельности» можно добиться с помощью специальной обуви, но только ей одной не обойдёшься. Нужна хорошая физическая подготовка.
— Без физического совершенствования не занять достойные места на соревнованиях. Чтобы станцевать даже на нашем открытом уроке, нужно больше сил, чем, например, в так называемых социальных танцах — сальсе или бачате, — объясняет Светлана. — Меня привлекает именно сложность танца. Ты всегда стремишься к недостижимому идеалу.
К идеалу Светлана движется с 2014 года. Тогда она училась по обмену в норвежском Будё. Узнав, что в городе преподают ирландские танцы, девушка записалась на занятия.
— Я очень обрадовалась. Выяснила, что ученики норвежской танцевальной школы ездят на соревнования. Материал, который они разучивают, связан с международной школой. Каждое занятие осваивали новые элементы — это было трудно, — вспоминает она. — Когда я вернулась домой, рассказала об этом опыте руководителю студии, где я работала. Он предложил мне открыть в Архангельске такое направление. Я до сих пор учусь вместе со всеми, мы приглашаем преподавателей из разных городов. Даже если они дают азы танца, это всё равно полезно.
Со временем Светлана с учениками начали выступать на концертах и вечеринках, выступали на открытии фестиваля уличных театров. Коллектив назвали Sonas Ort. Это переводится как «счастья тебе», «в добрый путь» — такое пожелание самим себе перед выходом на сцену. В 2016 году архангелогородцы присоединились к всемирно признанной школе ирландского танца, она базируется в Великобритании. Но недавно перешли под крыло другой британской школы. Там, как считает Светлана и её ученики, больше интересных движений. В 2016 году они побывали в Череповце на своём первом феше — так называются соревнования по ирландским танцам. С международного феша, проходившего в 2018 году в Санкт-Петербурге, привезли медали всех достоинств.
Перестучать соперника
Из каждого путешествия участники Sonas Ort теперь привозят необычные фотографии. В разных местах танцоры зависают в воздухе. Этот прыжок имеет два равнозначных названия: пони и бёрди. Это один из главных элементов танцевального «багажа».
— Пусть он будет неидеальный, но все стараются его сделать красиво. Для новичков пони-прыжок — это достижение, — рассказывает Светлана.
Ирландские танцы исполняют в группе и сольно. Первые можно чаще увидеть в танцевальных шоу, самое известное из которых — Riverdance. Вторые востребованы на соревнованиях.
— Я преподаю в основном сольные направления, но их можно компоновать. Есть традиционные танцы, которые исполняют в пабах, ресторанах. Просто не настолько хорошо мы знаем о традиционных коллективах, упор делаем на спортивные направления. Вообще, эти танцы появились в 11-м веке. В 17-м веке во время английской колонизации ирландцам запретили петь и танцевать. И они стали танцевать у себя дома, но так, чтобы корпус был неподвижен, а ноги двигались — иначе в окнах было бы видно, что они танцуют, — говорит Светлана. — Также ирландские танцы различаются по музыке. Рил танцуют на четыре счёта. Это как любая попса, можно сказать. Джига — на три счёта, почти как вальс. Есть фестивальные танцы — как в шоу Riverdance. Есть шан-нос — танцы старого стиля. Направлений много.
Самой Светлане всё больше нравится хорнпайп. Так называется и старинный духовой инструмент, под который раньше плясали матросы. Танец очень энергичный, движения ног должны быть максимально чёткими, чтобы не сбиться с ритма. А среди учеников Светланы — сейчас их больше 20 — популярен требл рил — тот самый, что танцуется на четыре счёта. Для него нужны специальные туфли, поэтому он относится, как и хорнпайп, к «жёстким» ирландским танцам.
— Спереди под носком прибита набойка. Ей и стучим. Также на каблуке есть небольшая выпуклость, чтобы делать «клики» — бить ногой об ногу. Мы заказываем обувь из-за границы, — поясняет Светлана.
Специальные туфли — удовольствие дорогое. Тем более, что архангельские танцоры предпочитают покупать новую обувь, а не подержанную. В интернет-магазинах её стоимость начинается от шести тысяч рублей. Важно и покрытие, на котором отбивают чечётку:
— У нас в зале ламинат. Это очень «громкий» пол. Надо танцевать на линолеуме или на специальном сценическом покрытии — такое есть на соревнованиях. И если вы не «стучите», то ваш соперник получит больше баллов и займёт более высокое место.
Особые требования есть и к костюмам. Как одеться на тематическую вечеринку, решают сами танцоры. А вот платья для выступлений на соревнованиях согласовывают с международной школой, к которой относится коллектив:
— Должны быть закрыты ключицы, раньше ещё просили и запястья закрывать. Опытные исполнители могут покупать сольные платья. Главный преподаватель международной школы должен оценить костюм, надо отправить ему фото. В новой школе просто есть фирменная футболка и юбка. Это не так красиво, как платья. Но судьи смотрят, прежде всего, на технику исполнения.
На родине танцев проводят самые крупные соревнования — Всеирландский феш. Архангелогородцам, конечно, хочется туда попасть. Но танцоры из России редко там выступают. Прежде всего, не хватает денег на поездки. Саму Светлану привлекает в Ирландии и так называемое зелёное, или экологическое мышление. Девушка давно сортирует мусор у себя дома, и эта философия бережного отношения к планете, распространённая в Европе, ей очень близка.