Семь лет своей жизни Екатерина Копотун из Архангельска отдала Архангельскому молодежному театру. Переехав в 2015 году в Санкт-Петербург, творческую жизнь пыталась оставить, но театр призвал вновь. Сейчас её работа — поставить на ноги камерный драматический театр «Левендаль». Что дала школа «пановцев» и как это — создавать театр с нуля, девушка рассказала 29.RU.
«Ты должен придумать, как превратить «нет» в «да»
Екатерина рассказывает, что судьба связала её с Виктором Пановым и его театром случайно. Она училась на факультете иностранных языков и два года подряд оказывалась в эпицентре театральных событий — работала волонтёром-переводчиком на фестивале уличных театров. Девушка отмечает, что до этого в театральную среду была не вхожа, а в волонтеры пошла скорее ради практики. Худрук «молодёжки» Екатерину всё-таки заметил и предложил работу. Она стала его помощником по международной деятельности и инновационным проектам, начала заниматься организацией фестиваля уличных театров и «Европейской весны».
Теперь о коллегах по театру и его идейном вдохновителе девушка вспоминает с теплом и большой благодарностью. Театр научил не только ставить перед собой большие задачи, но и достигать их:
— Вы знаете, какая задача у нас всех в Молодежном театре была? Завоевать Вселенную! Шутка, конечно. Но понимаете, какой масштаб? Это, безусловно, влияние личности и харизмы Виктора Петровича. Он не понимает, почему «нет», ведь в его голове уже давно «да». А значит, именно ты должен придумать, как превратить «нет» в «да».
Политика «всегда получай положительный ответ» быстро научила мыслить нестандартно, творчески подходить даже к самым скучным делам и готовить по два, а то и три сценария для одной и той же ситуации. При этом всегда чувствовалось, что ты делаешь своё дело не один, а в большой команде.
— Театр Панова — это очень сильная и дружная команда, да, со своими «тараканами», иногда ссорами, обидами, но это команда. Я знала, что меня поддержат, подхватят, когда падаешь, прикроют и пожалеют, а если необходимо, то дадут пинка с правильным вектором движения. Это исключительно мое мнение, я так чувствовала, я до сих пор так чувствую, когда вижу их, — рассказывает Екатерина.
В 2015 году Екатерина переехала в Санкт-Петербург, хотя покидать ставший родным театр очень не хотелось. В новом для себя городе девушка свернула с творческого пути — стала директором по маркетингу в крупной IT-компании. Об этом своем этапе она вспоминает как об удачном эксперименте:
— Скажем так, я сменила сферу кардинально, зато мой мозг работал на полной мощности, чтобы быстрее вникнуть: понять, принять и перестроиться. Мне очень нравится тренировать себя.
Новый вызов себе Екатерина решила бросить, вновь влившись в театральную жизнь. «Виновен» в этом, кстати, Архангельск. Потрудиться над созданием нового театра предложил Искандер Сакаев, режиссер, с которым неоднократно работали «пановцы». На архангельской сцене он ставил «Ромео и Джульетту» уже дважды, «Заводной апельсин», «Россию молодую», «Зверушкины истории» — в прошлом сезоне.
Создать театр новой реальности
Летом он стал худруком Камерного драматического театра «Левендаль» и, собирая свою команду, вспомнил о Екатерине. Предложение она приняла с интересом, говорит, что привлекла возможность написать для этого театра свою историю — с нуля. Теперь создавать театр-дом, как в Архангельске, предстоит ей самой.
«Левендаль» зародился в Кировском районе Петербурга летом — реорганизовался из детского кинотеатра «Веснушка» и музыкально-драматического театра «Премьера». Первый сезон стартовал в середине ноября — спектаклем «Царевна-лягушка».
— Первый сезон посвящен Петрополису, городу на Неве, и всему, что связано с ним. Мы готовим премьеру спектакля, посвященного снятию блокады Ленинграда, «Можно попросить Нину?» по произведению Кира Булычева и спектакль «Идиот. Финал» по роману Достоевского, — рассказала Екатерина.
Работать на старте приходится довольно много, всё время быть в режиме многозадачности. Сейчас девушка сочетает в себе сразу несколько ролей: разрабатывает художественный план работы, создает новые проекты, занимается маркетингом и пиаром нового театра, борется с бюрократическими моментами.
— Абсолютно всё сложно. Нет времени на раскачку, мы вынуждены быть очень быстрыми, собранными, чтобы соответствовать возложенным на нас надеждам. У нас есть госзадание, которое мы обязаны выполнять, а также море отчётов, которые мы должны делать, грандиозные планы по наработке своего репертуара. При этом клепать спектакли мы не имеем право — мы делаем профессиональный театр, в котором нет места шаблонности, — замечает девушка.
Создатели «Левендаля» подчёркивают, что хотят заниматься театром новой реальности, где зрители существуют вне привычных границ.
— Зритель окажется в атмосфере участия в чем-то необычном, там, где хотел бы побывать, но никогда не мог себе этого позволить. После спектакля он выйдет с ощущением красоты, чувства гармонии, — объясняет Екатерина.
Она признаётся, что работа в молодежном театре Архангельска сейчас помогает представить себе, к чему должен стремиться новый театр и как его раскрутить. А об авторитете «молодёжки» говорят многие творческие люди, с которыми Екатерине доводилось общаться уже в Санкт-Петербурге: это уникальный театр.
Полина Карпович