Культура мнение «Почему не осталась в Петербурге?»: как выпускница балетной академии ищет себя в родном Архангельске

«Почему не осталась в Петербурге?»: как выпускница балетной академии ищет себя в родном Архангельске

В авторской колонке Зинаида Гагарская рассказывает о своем опыте возвращения

«Здесь необычные люди. Поэтому хочется делать что-то», — считает Зинаида Гагарская
Источник:

Зинаида Гагарская училась в Академии Русского Балета имени А. Я. Вагановой и какое-то время проработала в одном из театров Санкт-Петербурга. Но вернулась в Архангельск и не жалеет об этом. Здесь она занимается любимым делом — современной хореографией. В авторской колонке она рассуждает, почему творческим людям необязательно уезжать в столицу, чтобы реализовать себя.

«Почему ты не осталась в Петербурге?» — самый частый вопрос, который мне задают. В 2014 году я окончила Академию Русского балета имени Вагановой. Когда я училась, не рассматривала вариант возвращения в Архангельск. Тебя девять лет готовят для сцены. А здесь нет театра оперы и балета.

Я около года проработала в театре балета имени Леонида Якобсона. Перед увольнением гастролировала за рубежом с другой труппой. На гастролях был жесткий график, в результате которого я получила травму. В Мексике, где мы выступали, я этот момент запустила. В Петербурге врач мне поставил неправильный диагноз. Я взяла больничный, приехала к родным в Архангельск. Это было почти четыре года назад. Тогда я больше месяца восстанавливалась. Поняла, что не потяну постоянные балетные нагрузки. Решила, что здоровье дороже.

Ехала в Архангельск с мыслью, что хочу уволиться из театра. Хотелось танцевать не только классический балет, но и больше современных постановок. Мне всегда говорили, что современный танец — это мое. В какой-то момент в театре я словно потерялась, перестала чувствовать творческий момент. На сцене задавалась вопросом: «Зачем я это делаю?».

В Архангельске меня знали. В детстве я танцевала в ансамбле «Дружба», проводила здесь каникулы. Знакомства остались, и после возвращения я начала работать в частной танцевальной школе. Тогда я не была уверена, что останусь. Потом стала готовить гимнасток из школы «Феерия». И со временем поняла, что мне нравится то, чем я здесь занимаюсь. Здоровье мне позволяет участвовать в перформансах, ездить на короткие гастроли. Потом появились проекты с местными хореографами Дмитрием Мельниковым и Анастасией Змываловой. Они предложили мне участвовать в спектакле в рамках фестиваля имени Владимира Резицкого. Я танцевала еще в нескольких современных постановках: Choise is, «Живые течения», ездила в Пермь на конкурс «Арабеск», на фестиваль Danse Barents в Норвегии.

В 2014 году Зинаида окончила Академию Русского балета имени Вагановой
Источник:

Многие не понимали меня, кто-то до сих пор удивляется: «Что ты здесь делаешь? Зина, уезжай и танцуй». Конечно, в крупных городах поле для реализации шире. В Санкт-Петербурге есть Михайловский театр, Мариинский, Бориса Эйфмана, мастерские хореографов, а также площадки, на которых постановщики могут представить свои творения, где ты можешь участвовать в качестве исполнителя. Но и у нас есть талантливые хореографы и танцоры, которым есть что сказать и показать, с которыми можно работать на высоком уровне.

Спектаклем «Живые течения» мы закрывали Arctic Art Forume в прошлом году. Начинался этот проект в рамках лаборатории, которая была разбита на несколько этапов, куратором является Кристина Дрягина, хореограф Николай Щетнев, режиссёр Ева Валиева. Постановщики брали интервью у жителей города. Спрашивали, что для них значит Архангельск, просили рассказать истории из жизни. Нас было семь человек — танцоры и актеры театра драмы. И мы обсуждали эту тему: остаться или уехать. Об этом и спектакль. Для всех нас это очень важно. Все думают, что тяжело уехать. Но сложнее оставаться. А еще сложнее — возвращаться. В «Живых течениях» есть такой момент, когда мы всей толпой гоним одного из участников: «Уезжай, тебе здесь нечего делать». И это пробирает до мурашек, потому что тебе так говорят, а ты пытаешься объяснить, что ты и здесь можешь себя реализовать. Или, например, есть такой монолог у актрисы Анны Рысенко: она рассказывает, что с конкретным человеком в Архангельске у нее ассоциируется какое-то место. И если человек уезжает, для нее это место как будто исчезает. И так постепенно весь город «схлапывается».

Спектакль-перформанс «Живые течения» во второй раз покажут сегодня в областном театре драмы
Источник:

Мы показывали «Живые течения» в Абрамовском зале театра драмы. Было видно, что зрителей задела тема, были и смех, и слёзы. После спектакля к нам подходили люди и спрашивали, откуда мы. Они не верили, что мы из Архангельска, думали, что такой уровень бывает на больших европейских фестивалях. Приятно, когда ты делаешь какой-то вклад в культуру своего города. Здорово было бы создать площадку, в рамках которой будет работать настоящая труппа. Если сейчас тебе назначают репетицию, ты можешь и прогулять — потому что устал или появилось какое-то дело. А когда это твоя работа, она будет в приоритете. Можно было бы задействовать сцену театра драмы, найти зал для репетиций не проблема. Но нужна финансовая поддержка. Профессиональные танцовщики сюда не поедут, если не предоставят жилье и зарплату. Им выгоднее гастролировать с каким-то театром или труппой, которую специально собирают. Постановка — это большие расходы. Как минимум нужно купить специальное покрытие для пола, чтобы на нем танцевать. Мы берем его в аренду. Кто-то идет на уступки и дает в обмен на выступление. Нужно окупать затраты на костюмы, декорации и на что-то ставить другие спектакли. Чаще всего это в убыток, а заявки на получение гранта для постановки спектакля или создания труппы вызывают большие сложности. Хотя появление музыкального театра, как, например, в Республике Карелия, повысило бы уровень культуры в Архангельской области. К нам регулярно приезжают балетные труппы и современные танцевальные шоу, значит, интерес у северян есть.

Мне кажется, будешь ли ты нужен здесь или там, зависит от тебя. Понятно, если в столице попадаешь в творческую среду, тебя кому-то посоветуют, тебя узнают. Можно сидеть в Петербурге или Москве и говорить, какой ты творческий, и ничего не делать. Но тогда ничего и не произойдет. А в Архангельске сейчас, как мне кажется, всё больше и больше возможностей творить. Здесь необычные люди. Поэтому хочется делать что-то. С каждым годом я как будто бы крепче становлюсь, в Архангельске у меня появляется всё больше творческих знакомств и проектов. Это не тропинка, это уже дорога. Если ты чего-то хочешь, и рядом есть люди, которые тебя поддерживают, можно к чему-то прийти.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
ТОП 5
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе
Михаил Швалёв
Самозанятый, водитель-партнёр «Яндекс Такси»
Мнение
«Еще немного — и затеряются в прошлом»: чем интересны заброшенные здания и бункеры под Архангельском
Юрий Скородумов
Корреспондент
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Рекомендуем
Объявления