В Третьяковской галерее работы уроженца Архангельска Бориса Голополосова называют важным открытием в российском художественном мире, Леонид Парфенов снимает о выставке сюжет для своего блога. А выпускника архангельской школы № 17 Хаима Сокола давно именуют одним из значимых имен современного искусства. Однако в родном для художников Архангельске не только никогда не было их выставок, но и имена знакомы только искусствоведам.
Выставка живописи и графики Бориса Голополосова (1900–1983) «Головой об стену» шла в Третьяковке по 2 июня и максимально точно показала инфернальный кошмар сталинского террора. Особая пронзительность и ценность работ в достоверности — он писал свои картины в 20–30-х годах, и стал художником одним из первых, отреагировавших на параноидальную атмосферу в стране тех лет. Практически начиная с 1930-х до последнего времени имя Голополосова никому ничего не говорило. Он был исключен из Союза художников за «формализм» в 1937-м и канул в Лету. Но первая персональная выставка в Третьяковке спустя 36 лет после смерти автора доказывает, что по большому счету Голополосов — первый русский экспрессионист.
— Всего в нашем музее шесть работ Бориса Голополосова. В Третьяковской галерее из нашей коллекции представлены четыре, из них, например, его ранние работа «В пивной» и «Резальщица рыб». Остальные работы из коллекции Третьяковской галереи и наследников. В последнее время к нам часто обращаются крупные федеральные музеи, например, недавно с нашим участием прошли три выставки в Еврейском музее и Центра толерантности, в следующем году предстоит еще одна выставка в Третьяковской галерее Юрия Пименова. Этому во многом способствует практика создания Государственного каталога музеев РФ, мы постоянно выкладываем наши фонды, и это привлекает внимание крупных музеев, — объяснила Зоя Кулешова, заведующая отделом современного искусства Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».
Выставка Хаима Сокола в Третьяковской галерее продолжится до 15 июня. Хаим Сокол в начале 90-х уехал из Архангельска с родителями в Израиль, сейчас живет на две страны, преподает в Московской школе фотографии и мультимедиа имени А. М. Родченко. Его новая выставка «В некотором смысле я становлюсь ими, а они мной» художественно осмысляет холокост. Форму экспозиции определить сложно — это серия графических работ на ткани, два объекта и видеоперформанс. Жуткие черные птицы, крысы, ржавое железо, тряпки и ветки, давящий звук птичьего щебета. Леденящий, проникающий под кожу страх.
Удивительно, что две эти выставки объединяет не только Архангельск, но еще два самых страшных эпизода в истории ХХ века: сталинские репрессии и холокост, темы о которых невозможно не думать, невозможно молчать.
Екатерина Тенетова