Уже в понедельник Архангельск погрузится в атмосферу карнавальности, театральных открытий и безумств вместе с юбилейным Фестивалем уличных театров, а пока организаторы только начинают затягивать публику в свой мир. В дворике Музея художественного освоения Арктики имени А.А. Борисова 21 июня состоялся вечер, в котором было всё: и огонь, и ливень с громом и молниями, и джаз, и современный танец.
В программе вечера значился перформанс «Ребра в ребра», прозвучавший в параллель с выставкой известного российского художника Михаила Шемякина «История легенды. Шемякин, Высоцкий, и русский Париж 1970-х», которая в прошлую субботу открылась как раз в Музее Борисова. Экскурсия по ней, а также показ документальных мини-фильмов: о мясниках, тушеношах французского рынка «Чрево Парижа» как раз из 1970-х и о творчестве троих друзей — Михаила Шемякина, Антона Адасинского и Славы Полунина — продолжили вечер.
«Ребра в ребра» взяли своё название и строчки в стихотворении «Тушеноши» поэта и, что здесь важно, друга Шемякина Владимира Высоцкого. Получасовой перформанс создали художник и создатель инженерного театра AXE Павел Семченко (он уже работал в Архангельске над одной из частей спектакля «Смерть Норвегова», молодой танцовщик и хореограф Владимир Варнава (в 2016 году приезжал на «Европейскую весну» со спектаклем «Пассажир») и российский контрабасист и композитор Владимир Волков.
Вместе они разыграли на маленькой сцене музейного дворика целое действо о превращении куска мяса в обработанный, пригодные для вкушения. Но показали этот процесс так, будто кусок мяса — это человеческая плоть, смакуя каждую деталь в своих действиях: вот Павел Семченко с почти дьявольской страстью разжигает в импровизированном мангале огонь и ставит в него раскаляться старый чугунный утюг, а в это время Варнава уже готовит кусок мяса к прожарке. Он туго затянут прямо на теле танцовщика и закреплен скотчем — так кусок мяса обретает душу. И себя Владимир Варнава при этом, срастаясь с мясом, не щадит — молотый перец сыплет в глаза, поливает себя из уксусом — как сам он прорекламировал две бутылочки с черной жидкостью, и оливковым маслом, зажевывает лимон. А еще — сам же для себя точит нож о край сковородки, делает это движениями скрипача, кухонным молоточком прямо на себе отбивает свой кусок мяса, а в конце терзает его, протыкая деревянными длинными спицами.
Момент зажарки мяса уже не так походит на обыденные манипуляции над ним на кухне, но выстроен не менее натуралистично — сначала спички, что проткнули мясо поджигают, потом от этой части себя Варнава всё-таки избавляется, но не оставляет её в покое — прижигает её тем самым раскалённым утюгом, делая это прямо на голове Павла Семченко, а потом и вовсе — распыляет на него огнетушитель.
При всех этих терзаниях ненавязчивым фоном со сцены звучит музыка Владимира Волкова — она легка и совсем не жестока. Так и человек легко расправляется с когда-то живой плотью, уже не памятуя о том, что когда-то она была жива.
После перформанса Павел Семченко рассказал, что такое сотрудничество получилось благодаря фестивальной жизни:
— Владимир Волков проводит регулярно фестиваль «Волков манифест», который состоит из разных жанров музыкальных: там барочная музыка, джаз, этно, а также театр и кино. Поскольку он принимал участие в создании музыкального проекта к фильму «Чрево Парижа», который мы тут показываем, захотели сделать еще и такой перформанс — присоединить и театр. Пригласили Владимира Варнаву, так как есть уже работа по повести Гоголя «Портрет», и он влился в этот процесс.
Сам же посыл перформанса он объясняет так:
— С одной стороны, ушла эта работа тушенош, где человек был в тесном контакте с мёртвым телом, но с другой-то, мы продолжаем быть хищниками. Это соединение никогда не кончится. Пока человек кушает мясо, оно будет продолжаться.
Напомним, что уже в понедельник в Архангельске стартует Фестиваль уличных театров — с его программой можно познакомиться здесь.
Полина Карпович