В Выставочном зале Союза художников молодежная атмосфера — на три дня здесь расположилась выставка молодого искусства «Становление». 29.RU побывал на открытии и узнал у организаторов и художников о значении выставки для развития современного искусства в Архангельске.
Как рассказывает соорганизатор выставки Евгения Скворцова, идея выставить молодых художников родилась из желания организовать в городе досуг, который ей самой было бы интересно посетить. Выставку задумали еще весной — в итоге собрали работы около 20 художников, работающих с самыми разными материалами — аэрозольной краской, темперой, маслом и гелевыми ручками. В итоге в выставку вошли более 50 работ: это живопись, коллажи, арт-объекты, фотографии и даже самиздат-книга и видео-арт. Большинство художников представляют Архангельскую область — живут здесь сейчас или отсюда уехали на учебу в Москву и Санкт-Петербург.
Кураторы выставки отмечают, что выбирали работы и их расположение в зале так, чтобы четко прослеживался путь художника — сначала он радужный, полный надежд, а с годами всё чаще юного творца одолевают сомнения и смятение.
— Зал разделен условно на две части. Впереди ироничные, более легкие цветные работы. Во второй части более серьезные, массивные. Здесь появляются чёрно-белые фотографии, — рассказала Евгения Скворцова.
При входе в зал можно встретить работы, отсылающие к началу — отношений, как на картине «Двое», жизни, что в абстрактной работе «Мать» или фотографиях крыш домов, напоминающих о доме — начале начал. Среди работ этого первого периода в жизни художника — абстрактная живопись Тиграна Костаняна. Молодой человек сейчас учится в Петербурге по специальности «дизайнер интерьера», но при этом увлекается живописью и рисует граффити с пятого класса. Его работа для «Становления» названа «В полёте» — это расчерченное сеткой полотно, в каждом «окошке» повседневная информация, с которой человек сталкивается буквально на каждом шагу и часто рассредоточивает.
— Это абстрактная работа, показывающая фигуру человека в полете души. Он восходит в метафизическом пространстве к чему-то высшему, — интерпретирует свою работу художник.
Параллельно у него сейчас проходит выставка в Художественном салоне. О развитии современного искусства в Архангельске он говорит так:
— Хотелось бы, чтобы здесь этого было больше, и чтобы это делала именно молодежь. Она бы переворачивала консервативную среду, которая тут была раньше. Искусство есть в Архангельске, но оно представляемо больше старыми художниками. Надеюсь, потихоньку здесь возникнет современное искусство.
Не обошлось на выставке и без острой «мусорной» темы — целый уголок выделили под серию работ Андрея Кипрея с плакатами, один из которых так и называется «Свалка». Получилась некая смесь плаката из кабинета биологии с изображением ящеров мелового периода и комикса об актуальном, о задумке устроить здесь свалку.
Чем ближе к середине зала, тем монохромнее и тяжелее по посылу становятся работы. В центре расположился триптих художника Сергея Мусиенко, выполненный маслом — он обращен еще в пору юности, но на жизнь художник уже смотрит серьезно. На первый взгляд, это яркие, абстракционистские работы, но если отойти от них на расстояние, то вполне можно разглядеть, например, человека, несущего на спине крест — свою судьбу художника, если рассуждать в контексте «Выставки».
Запоминается здесь и фотопроект «Псы войны» — он расположен также в центре, с обратной от триптиха стороны. Фотографии для него сделали художники Илья Осей и Павел Смирнов. Снимки полны тревоги: вот фотограф сфокусировался на доме — со зловеще пустыми, темными окнами, а здесь — растерзанный охотничьей собакой кролик. Поясняет (или объединяет!) серию фоторабот рассказ Максима Трумана «Псы войны» — он о последних минутах жизни старого пса-охотника.
Завершает выставку видео «To leave» Сергея Кудинова. Оно вплетает путь художника в общее для всех движение — велосипедами, автомобилями, поездами.
Выставка «Становление» работает в Архангельске еще сегодня и завтра. Её кураторы Евгения Скворцова и Евгений Томилов рассказали 29.RU, что это их первый кураторский проект. До этого они делали выставку фотографий, снятых на плёнку, в гараже. Сами себя ребята называют арт-энтузиастами:
— Ни у кого из нас нет художественного образования. Мы просто инициативный союз, который хочет преобразовывать среду вокруг себя. Нас очень воодушевляет мурманская группа Fridaymilk. Они делают аудио-визуальный фестиваль «Инверсия». Они делают проект Uncapitals, создают арт-резиденции для людей из глубинки.
Дополнительные мероприятия к выставке — скетч-сессию с рисованием обнаженной натуры и показ фильма — организаторы решили провести для привлечения большего числа посетителей. Они верят, что их инициативу подхватят и продолжать развивать.
Полина Карпович