RU29
Погода

Сейчас-8°C

Сейчас в Архангельске
Погода-8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -12

0 м/c,

760мм 85%
Подробнее
3 Пробки
USD 103,44
EUR 106,25
Культура Гордимся, Север! «11 детей, и все — ненцы»: как возрождает культуру своего народа многодетная семья из Нарьян-Мара

«11 детей, и все — ненцы»: как возрождает культуру своего народа многодетная семья из Нарьян-Мара

Супруги Талеевы рассказали 29.RU о том, как повторили судьбу своих предков

Желание возрождать свою культуру родилось внутри семьи Вероники и Фёдора Талеевых
Источник:

Вся жизнь Вероники и Фёдора Талеевых из Нарьян-Мара посвящена тому, чтобы сохранять и доносить до современников культуру, язык и традиции своих предков — ненцев. В Международный день коренных народов мира мы познакомились с этой семьёй, чтобы рассказать, как они воспитывают одиннадцать детей, семь из которых — приёмные. По мнению родителей, ребенка нужно знакомить с культурой народа с раннего детства. Как они это делают — в нашем тексте.

Стали родителями сразу десяти детей


Талеевых в далеком уже 1990 году связал народный ненецкий ансамбль песни и танца «Хаяр» — один из старейших коллективов Крайнего Севера. Вероника отучилась на хормейстера в Архангельском культпросветучилище и вернулась в Нарьян-Мар, а Фёдор к тому моменту сам танцевал в ансамбле.

Пара сложилась: сыграли свадьбу, друг за другом появились дети. Надя, Захар, а потом двойня — Софья и Марьяна. Росла семья, поэтому родители решили, что нужен свой дом. Купили землю и построили его — обосновались на новом месте в начале 2009 года.

Связь поколений — самое важное для семьи Талеевых
Источник:

Свободное пространство в доме будто подсказывало, что здесь есть место и для других детей, — раздолье для детского смеха. И его стало в этих стенах больше — в 2011 году. Случайно в газете Вероника увидела фотографию девочки, для которой искали семью. Когда она обратилась в службу опеки, оказалось, что девочку уже собирается забрать к себе родная тётя. Предложили посмотреть других детей — и тут Веронику увидела маленького Пашу.

— Сначала хотели взять его одного, но оказалось, что их пятеро родных братьев. Родители их трагически погибли. Потом взяли друга старшего из братьев — Сергея. А совсем недавно, в конце мая 2019 года, в семье появился еще и Артем. Он сын моей одноклассницы, которая тоже трагически погибла, — рассказывает наша героиня.

Теперь в семье Талеевых 11 детей, все они — ненцы. Старшие уже, конечно, разъехались: дочь вышла замуж и подарила родителям внука и внучку, трое сыновей служат в армии, еще двое — студенты вузов Санкт-Петербурга.

Так было предначертано


По убеждению супругов, стать такой большой семьей им было предначертано — подобная судьба была и у их предков.

— При изучении родословной узнали такой интересный факт: наш прадед Пётр Иванович Канюков не родной брат Федора и Филиппа, а был усыновлен, когда его родители трагически погибли. Его фамилия и отчество были изменены. Сам он выжил на войне.

«По ненецкому обычаю взял семью погибшего брата к себе в чум, всю жизнь заботился о них, тоже растил приемных детей как своих»

— Видимо, теперь наша очередь, — делится Вероника Талеева.

Сейчас с супругами живут уже только пять детей, которые еще учатся в школе. Мы спросили у многодетной мамы, как сил и внимания у неё хватает на всех. И ответить на наш вопрос ей было легко:

— Мы с мужем для себя давно решили, что главное для нас в жизни — это наша семья, заботы о детях и внуках. В нашей семье много творчества, интересных идей. Одно другому не мешает, а только помогает! Хлопот много, но это такие приятные хлопоты.

«Ханийко» на ненецком — «птенцы»


Объединяющей силой для семьи стало творчество. Ансамбль «Хаяр», в котором Талеевы-старшие познакомились, позже стал частью жизни и их старших детей, а сейчас сама Вероника работает в нем хормейстером.

Когда в 2011 году Талеевы неожиданно стали родителями сразу десяти ненецких детей от 4 до 15 лет, возникла идея создать детский ненецкий коллектив. Его назвали «Ханийко», что на ненецком языке означает «птенцы». Так появилась еще одна ниточка, связующая всех членов семьи, позволяющая познать себя через творчество.

По мнению Вероники Талеевой, рассказывать современным детям о их национальной культуре очень важно — с каждый годом она все больше уходит в прошлое.

— Чувство радости, гордости, умиления переполняет, когда ты видишь ребенка, одетого в свою национальную одежду, поющего песню на языке своих предков. Это касается любой нации, но особенно малочисленных народностей Крайнего Севера, к которым относятся ненцы.

«Исчезает ненецкий язык — очень мало осталось его носителей»

Если в Ямало-Ненецком округе более благоприятная картина, то в нашем округе — это большая проблема. Так появилось твердое убеждение, что приобщение к уникальной, богатейшей ненецкой культуре надо начинать с детства, — объясняет наша собеседница.

Проводником в мир ненецких традиций и обычаев стали старшие родственники. Свекровь Вероники Надежда Петровна Талеева была искусной мастерицей и исполнительницей старинных ненецких песен. Свои знания она с охотой передавала невестке. Когда же её не стало, в семейное дело включилась тетя мужа Надежда Канюкова и его дядюшки-оленеводы Афанасий и Алексей Канюковы.

— Мало было выучить песню, отрепетировать номер. Нам пришлось по всем традиционным канонам шить паницы, совики и пимы, плести пояса и подвязки, вышивать бисером накосные украшения, мастерить мужские кожаные пояса, — объясняет Вероника.

В пошиве первых нарядов использовались украшения предков семьи, бережно сохранённые ими
Источник:

Интересно, что для создания костюмов взрослые и дети использовали наследство своих бабушек и прабабушек: бережно сохранены ими были металлические украшения, металлические кольца и пряжки для ремней и поясов. Еще много семейных реликвий увидели свет: дети были очарованы люлькой, в которой качался еще их отец. А дуга этой люльки помнила ещё их бабушку совсем крошечным ребенком.

Как у семьи появился чум с сокровищами предков


Для всех находок понадобилось особое пространство — им стал чум, установленный во дворе дома Талеевых, основой для которого стали шесты чума прабабушки Пелагеи.

— Новую жизнь обрели и чугунный котел, подаренный нашим прадедушке и прабабушке на свадьбу, и старинные шелковые платки, и деревянные ковши, и украшения-накидки на оленей с вышитым родовым клеймом, плетёные тынзеи и упряжь для оленей, — отмечает Вероника Талеева.

Национальные костюмы помогают шить родители
Источник:

Такое творческое познание древа своей семьи привело к тому, что теперь дети хорошо знают историю своего рода, помнят и гордятся прадедами-оленеводами, которые из тундры ушли на фронты Великой Отечественной войны прямо со своими оленями. Братьев было трое — Филипп, Фёдор и Пётр, но вернулся домой живым в 1945-м только последний — Пётр.

Изучение родословной позволило узнать, что самих супругов объединяет не только творчество: они принадлежат к одному старинному ненецкому роду — Вэра. Видимо, поэтому своих родных и родственников они уже не делят — про всех прабабушек и прадедушек говорят «наши».

Оказалось, что супруги принадлежат к одному старинному ненецкому роду — Вэра
Источник:

Изучают ненецкий язык, танцуют полёт птиц


«Ханийко» же, начавшийся как семейный коллектив, с годами разросся. Первые выступления состоялись в 2015 году. О детском коллективе узнали местные жители, которым захотелось и своих детей приобщить к традиционной культуре: теперь в коллективе 20 детей от 5 до 12 лет. С ними работает свой преподаватель ненецкого языка Матрёна Талеева, создавать постановки помогают режиссеры этнокультурного центра Светлана Горностай и Сергей Никулин, а танцы сочиняет Егор Лаптандер. Хореограф с ненецкой пластикой следит за тем, чтобы в танце отражалась жизнь тундры: бег маленьких оленят, полет птиц, аргиш из оленьих упряжек, ловля неводом рыбы, метание тынзея. Шить костюмы и реквизит помогают родители участников.

— Мы поем песни на ненецком языке, танцуем ненецкие танцы, декламируем стихи ненецких поэтов, участвуем в театрализованных представлениях, создаем свои спектакли с ненецкими играми, зарисовками из тундровой жизни. Среди участников есть дети-сироты, дети, живущие в приёмных и многодетных семьях. Мы видим, как ребята увлечены, как они стараются овладеть искусством национального танца и песни, научиться играть на ненецких шумовых инструментах: бубнах, рожках, копытцах, — поясняет Вероника Талеева.

Сейчас в коллективе «Ханийко» 20 участников
Источник:

В приближающемся сезоне коллектив намерен вновь погрузиться в изучение родословных: дети вместе с родителями будут вспоминать истории своих предков — участников Великой Отечественной войны.

— У многих наших детей прадеды-оленеводы воевали на Корельском фронте в оленно-транспортных батальонах. Возможно, это выльется в какую-то постановку к юбилею Победы. Ещё есть идея даже снять фильм о том, как дети рассказывают о героях своих семей. Думаем, эти невыдуманные истории надо сохранить и передавать из поколения в поколение, — считает собеседница 29.RU.

Дети выступают на разных городских площадках, а также успели съездить на гастроли в Москву
Источник:

Недавно «Ханийко» впервые отправился на гастроли — в мае 2019 года они выступили в Москве на XIV Всероссийском фестивале национальных культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока «Кочевье Севера». Специально под первые гастроли мастерица Людмила Кустышева для коллектива создала целую коллекцию ненецких нарядов «Праздник Солнца». Дети заняли первое место за представленное ими театрализованное представление. Такие победы, признается Вероника, вдохновляют и подтверждают, что они выбрали верный путь:

— Мы надеемся, что вырастим целое поколение ненецких детей, которые знают свою культуру и корни. Они станут активными творческими личностями и настоящими патриотами малой родины.

Недавняя победа — фестиваль «Кочевье Севера» в Москве
Источник:

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
ТОП 5
Мнение
Вы это замечали? Наблюдения за Архангельском — в итоговом фоторепортаже года
Иван Митюшёв
Фотография
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе
Михаил Швалёв
Самозанятый, водитель-партнёр «Яндекс Такси»
Мнение
Работа в −50, алкоголь и тоска по дому: нефтяник — о том, как празднуют Новый год на вахте
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Рекомендуем
Объявления