Режиссер и преподаватель Архангельского колледжа культуры и искусства Дмитрий Тарасов стал участником юбилейного, 30-го, фестиваля молодой драматургии «Любимовка». Сегодня в Москве прошла читка его пьесы «Воскресенье / Воскресение» в fringe-программе «Спорная территория». О том, как это — режиссеру почувствовать себя драматургом — и об атмосфере на юбилейной «Любимовке» Дмитрий рассказал 29.RU.
Во frienge-программу попадают тексты, которым отборщики удивляются. Эти пьесы несут в себе заряд, с которым в театре еще не работали. Пьеса Дмитрия Тарасова была написана еще в 2016 году. В ее основе — дневник бабушки автора, который он переработал и превратил в «баттл в четырёх предсмертных годах» с двумя героями — Жизнью, в котором время идет своим точным ходом, и Старушкой.
Режиссером читки выступил Евгений Сташков из города Ачинска в Красноярском крае. Он участник лаборатории «Практика пострадраматурга», организованной «Любимовкой», театром «Практика» и СТД. Ему приглянулась пьеса Дмитрия.
— Мы связались по скайпу. Мне было важно, чтобы я не вмешивался в режиссуру. Очень интересно попробовать себя именно в роли драматурга. Я писал пьесу под свои режиссерские решения и знаю, как она решается в моей голове. Хотелось понять, работают ли те же механизмы у режиссера с другим мышлением, — прокомментировал Дмитрий Тарасов.
По его словам, по-новому пьеса в режиссерском исполнении Евгения Сташкова для него не открылась, зато удивила своим необычным визуальным решением.
— Он использовал экран, сделал красивый визуальный ряд. В пьесе в параллели идут два персонажа — один из них Жизнь, а второй — сама Старушка, которая борется с этой жизнью. Жизнь точна: у нее есть год, день. А персонаж только поспевает или нет за ней. Первую часть режиссер полностью разукрасил, сделал очень красиво, вторую часть на сцене отыграли две актрисы — одна из них, та, что бабушка, месила тесто, а Жизнь тем временем посыпала ей голову мукой. Третья часть сделана в видеоформате. Проделана огромная работа, которая сделала читку похожей больше на эскиз к спектаклю, — пояснил автор пьесы «Воскресенье / Воскресение».
Читку, как рассказал Дмитрий, приняли неоднозначно: кто-то говорил хвалебные слова, другие отмечали, что сам текст настолько объёмен, что его режиссерское прочтение излишне. При этом послушать мнение уже известных и уважаемых драматургов для Дмитрия Тарасова оказалось очень полезным опытом.
— Очень приятно, что присутствовали важные для меня драматурги. Например, Полина Бородина, по пьесе которой в Молодежном театре у нас идет «Вий», говорила кучу хвалебных слов, сказала, что это очень горячая пьеса. Был там и Андрей Иванов, написавший «С училища» — самую известную пьесу 2017 года, — рассказывает Дмитрий. — Это какой-то огромный праздник для меня, потому что я встретился с живыми авторами. Я тут пятый день, и это просто счастье.
«Любимовка» проходит в Москве с 31 августа по 7 сентября, но в этом году Архангельск с фестивалем связывает еще и совместный проект с Архангельским молодежным театром. Завтра на сцене театра пройдут читки текстов, которые написали четверо авторов, поучаствовавших этим летом в проекте «Любимовка. Пауза». Четверо драматургов на 10 дней отправились в деревню Норинская, где и создавали тексты, которые будут представлены в АМТ.