Еще вчера мы писали о пьесе архангелогородца Дмитрия Тарасова, прозвучавшей на фестивале молодой драматургии «Любимовка» в Москве, а сегодня уже можем сказать, что частичка этого фестиваля с успехом прошла в Архангельском молодежном театре — сегодня, 6 сентября, в каминном зале театра прозвучали тексты, которые этим летом были написаны в проекте «Любимовка. Пауза» в деревне Норинской.
«Любимовка. Пауза» — это своеобразная арт-резиденция в Норинской, куда четырех молодых авторов отправили для того, чтобы они могли отключиться от потока обычной жизни и погрузиться в творчество. О наборе заявок в такое путешествие было объявлено в конце мая. В итоге отбор прошли четверо: Мила Фахурдинова, Люба Стрижак, Константин Стешик и Михаил Дегтярев.
Автор проекта актер Павел Михайлов рассказал, что идея устроить такую поездку современным писателям — подавать заявки могли не обязательно драматурги — пришла к нему, когда он сам посетил Норинскую. Тогда, в 2017 году, он изучал творчество Иосифа Бродского, с чьи именем связана напрямую деревня в Коношском районе. Через год актер снова вернулся туда — уже с семьей, а после задумал расширить круг творческих людей, побывавших там.
В итоге на импровизированной сцене Молодежного театра в Архангельске представили четыре текста: две завершенные пьесы — «Камень глупости» Константина Стешека и «Север скоро растает» Михаила Дегтярева, одну, находящуюся еще в процессе создания, — «Морду» Любы Стрижак, и один прозаический текст — «Космонавтов 80/81» Милы Фахурдиновой. Актеры сразу трех театров — «Архдрамы», Молодежного и Северодвинского драматического театров — были заняты в читках. С каждым текстом и актерами поработали режиссеры.
Алексей Ермилышев из «Архдрамы» в «Космонавтов 80/81» соединил актеров из родного театра с представителями «Молодежки», да так, что возникла идея: не создать ли и в самом деле спектакль, объединяющий артистов двух таких разных театров города? Молодой режиссер Филипп Шкаев читку «Морды» превратил в почти готовый эскиз к спектаклю. Анастас Кичик и Илья Мощицкий, которые работали с пьесами «Север скоро растает» и «Камень глупости» соответственно, старались не выйти за рамки заявленного формата читок, чем заслужили большой зрительский отклик — концентрация именно на авторских строчках помогла текстам прозвучать. Так, в «Север скоро растает», проникнутой атмосферой тревоги и незащищенности, многие считали отсылки к августовскому взрыву у Нёноксы, а история человека, пережившего сложную операцию и пытающегося найти себя в новом для себя мире в «Камне глупости», даже запустила небольшую дискуссию.
В финале читок «Любимовка. Пауза» слово взял худрук Молодежного театра Виктор Панов. Он сказал, что к такому формату в театре относится настороженно, но сегодняшняя встреча удивила и заставила пересмотреть свои взгляды на читки. Почти по всем текстам ему хотелось бы видеть на сцене своего театра или на других культурных площадках полноценные постановки. Возможно, к концу сезона такую задумку удастся воплотить.
Павел Михайлов рассказал 29.RU, что изначально делал этот проект исключительно для авторов, о том, что у текстов может быть такое скорое сценическое воплощение, даже не думал.
— В первую очередь, это было сделано для человека. Я считаю, туда все должны поехать. Там само по себе место наполнено энергией, тишиной. Я хотел просто людей туда пригласить, показать это место. Во вторую очередь уже, они драматурги и могут написать что-то. Я вообще не думал, что так хорошо всё получится и что Виктор Петрович даст зеленый свет и скажет: «А давайте продолжим!», — прокомментировал Павел Михайлов.
Продолжать он намерен и творческие выезды в Норинскую — говорит, что только в этом году на «Любимовку. Паузу» пришли 80 заявок, а значит, желание попасть туда есть у многих.