Французы запустили проект «Национальные истоки красоты», в котором через интервью с девушками со всего мира пытаются «проиллюстрировать каждую самобытную этничность». Одна из русских собеседниц призналась, что в детстве боялась выходить на сцену в народном костюме из-за постоянных насмешек. Это натолкнуло на размышления сказительницу народных сказок и участницу фольклорного коллектива «Новица», архангелогородку Татьяну Поплевину. Что заставляет людей стесняться корней и почему русская культура находит отторжение в собственной среде? Этими вопросами задается Татьяна в своей авторской колонке.
С пешкомподстолходительного возраста родная бабушкина деревня, огромный стог сена на повети, прабабушкины чугунные сковородки в чулане, часы с боем, один телевизор на всю деревню, бескрайние заливные луга, снег, нежданно выпавший на Троицу, парное молоко от соседской коровы и мистическая утренняя роса над угором казались воплощениями райского места на Земле.
И вот, оказывается, не только мне. Почти каждый второй встречный, с кем я разговаривала и кому это было близко, умилялся с щемящим ностальгическим теплом патриархально-архаичному степенному русскому укладу.
Но почему-то не русскому костюму. Как только дело доходило до того, чтобы что-то старинное надеть, так люди делали круглые глаза. Помню, было мне 13, и шла девушка по Воскресенской, с берестяным коробом, в набойной парочке и котах (элементы народного костюма: кофта с юбкой и обувь. — Прим. ред.). Я не могла ей налюбоваться, а мои дражайшие родители уже хотели санитаров вызывать тем временем.
Догадываетесь, почему такое отношение?
Все дело в десятилетиях попыток планомерного коммунистического вытравливания корневой идентичности народа.
Сюда же относятся блестящие сарафаны до колена, ткань хохлома и псевдоязыческие символы, которыми любили обвешаться субтильные неприятные мужички с тремя длинными волосинками на голове и выдать это за Подлинную Торадицыю (ТМ).
И если раньше везде творилось черт-те что, а в области культуры, философии и идей дважды черт-те что, когда народ смешивал в сознании говно с мёдом и смеялся над всем русским (а кто не смеялся, тот шёл реконить эльфов, орков, скандинавов или французов), люди стеснялись всего того, что окружало веками их семьи, то сейчас я вижу, как паковый лёд нетерпимости и выученного стыда за родное начинает прорываться ледоколом тщательно воссоздаваемой былинной русской традиции. Мир заговорил о нас.
Современная популярная эстрада берет за ритмическую основу народную колыбельную. Имя Терюхина знают в лучших домах Италии. В Архангельске вспомнили, чем вдохновлялась госпожа Шанель (каргопольской рубашкой и водным туманом реки). В каждой второй детской продленке детям рассказывают о фольклоре (да так, что они и сами просят).
И куча всего ещё.
Сейчас мы можем пробить этот лёд, если будем действовать сообща.
И если кто-то вздумает скривить рожу на русскую вышивку, на северные говоры — тот пойдёт лесом. Потому что сила — это народ. И без всеобъемлющей звенящей энергии всего целого, которое есть в человеке, и отдельного человечка в контексте всего исторического контекста мы никогда не породим новых гениев.
Мы — соль земли.
Если мы соль земли, то почему мы должны стесняться себя?
Поэтому #хожуврусском.
Согласны с автором?