Два дня в областном театре драмы шли кастинги. Отбирали участников федерального проекта «Народный театр». Смысл его в том, чтобы далёкие от театра люди могли выйти на сцену и почувствовать себя актёром. Заявку подали более 70 человек, но на пробы пришло меньше. Приз для самых талантливых — участие в отрывке спектакля на закрытии Года театра. Мы поговорили с участниками кастинга о том, зачем они пришли на прослушивания, как пытались поступить в столичные вузы и почему театр «не отпускает».
«Манит несбыточность мечты»
Шанс выйти на сцену предоставили всем, кого манит театральная жизнь — вне зависимости от профессии. В финал выйдут пять человек. Их отбирает комиссия, которую возглавляет петербургская актриса с архангельскими корнями Анна Дюкова.
Первым к жюри вышел 27-летний Кирилл Абрамовский.
— Чем вы занимаетесь? — эхом отдаётся вопрос председателя жюри.
— Я графический дизайнер, работаю.
Ему предложили начать с того, что больше всего нравится. Молодой человек прочитал «Обстановочку» Саши Чёрного. Стихотворение не учил специально к кастингу — театром Кирилл болеет уже давно. Сначала ходил в студию при драмтеатре, потом почти год занимался с педагогом. С ним и разучивал «Ревёт сынок. Побит за двойку с плюсом…».
— Ощущение, что давно не выступал, и хотелось испытать вот этот соревновательный момент, как поступают в театральный, — вот этот мандраж. Больше ради этого. Какая-то приятная мурашка по коже, — объясняет своё участие в кастинге Кирилл.
У него была мечта поступить в театральный вуз, и, видимо, она никуда не делась. Хотя, признаётся Кирилл, реальность отрезвляет:
— Понимаешь, что это очень сложно и даже нереально. Но скорее манит вот эта несбыточность мечты. Потому что у тебя не может быть свободного времени, не может быть личной жизни — ты 24 часа погружен в дело. С одной стороны, ты счастлив, с другой стороны, нет. В театральных вузах пары начинаются в 9 утра, потом мастерство, потом приходят домой или в общагу, начинают этюды придумывать. И дай бог — лег в три ночи. Зачем? Это сумасшествие. В последнее время отпало желание, но потом оно возникает в виде какой-то ломки: ты чувствовал, что там круто и интересно. Когда этого ощущения по прошествии времени не стало, ты понимаешь: что-то не то.
«Больше меня никуда не тянет»
Архангелогородку Юлию Ботыгину жюри попросило спеть. По образованию она — певица, окончила музыкальный колледж. Сейчас преподаёт в одной из музыкальных школ Архангельска. Но Юлии хочется на сцену, а в идеале — и в кино.
— В прошлом году я поступала в Москву в Щукинский институт и МХАТ. Во МХАТе пролетела, в Щукинском прошла до второго утра. Сказали, что у них в приоритете мальчики, поэтому девочек отбрасывали всех. Очень тяжёлый отбор, конкурс большой. В этом году буду ещё поступать. В колледже у нас ставили спектакли, преподавали актёрское мастерство. Мне очень нравилось. Я всех подпинывала. Больше всех, видимо, было надо.
На экзамен в театральные вузы Юлия отправилась, когда ей был 21 год. В вузе ей прямым текстом сказали, что в приоритете — 17-летние, поэтому ей будет тяжело.
— Но я ещё рассчитываю на Ярославль, потому что там чуть полегче пройти, не так много народу поступает. Москва — это очень сложно, я загнула планку, конечно, — говорит она. — Мне очень нравится дарить эмоции людям, что-то доносить со сцены. Больше меня никуда не тянет.
«Из соображений веселья»
Когда первые претенденты в «Народный театр» уже выступили перед жюри, в опустевший коридор зашёл активист и координатор штаба Навального в Архангельске Андрей Боровиков. Нет, он не перепутал здания — он целенаправленно шёл на кастинг.
— Я зашёл в театр — на меня поглядывают некоторые люди. Типа, что ты здесь делаешь. Это нечаянно — ползал по интернету, искал политические новости. И нарвался на объявление, что пробы будут в «Народный театр». Чисто из соображений веселья подал заявку. Думал, что меня не пригласят. Но меня пригласили — думаю, приду попробую. Мне нравится русская классическая литература. На трибуну выходить — это дело привычное для меня. Я люблю общаться с большой массой людей, доносить свою позицию, энергетикой делиться с ними.
Поразить жюри он решил чтением стихотворения Александра Башлачёва «Некому берёзу заломати» и песней на итальянском языке.
— Очень такое мощное стихотворение с большим смыслом. Во-первых, оно написано вологодским поэтом. И в стихотворении отображены как раз все проблемы населения севера, деревней и городов, отношений метрополии — Москвы — к нашим северным регионам. И когда я услышал в первый раз это стихотворение, я подумал, что это просто набор красивых слов. Когда я начал учить, немного даже погрузился в виденье поэта и понял, что оно очень даже глубокое и талант большой, — считает Боровиков.
Актёром никогда Андрей не мечтал быть, но от одного слова «кастинг» сразу себя им почувствовал. На сцене если и блистал, то в школе или в мореходке. Зато в кино однажды сыграл.
— Я, кстати, играл эпизодическую роль в сериале на ТВ-3 в 2015 году. Дурацкий сериал, назывался «Пятая стража». У меня была роль без слов. Я просто поднимал гантели, изображал из себя такого криминального авторитета, — вспоминает Андрей.
Стереотип, что актёрская профессия несерьёзная и «немужская», Боровиков не принимает. Смотрит на это как на пережиток прошлого — впрочем, как и разделение на «мужские» и «женские» профессии вообще.
«Решила, что я актриса»
Дарья Шумилова учится на театральном отделении местного колледжа культуры. И у неё тоже есть своя история попытки поступления в столичный вуз.
— Я шесть лет занималась в театральной студии. В 10-м классе я передумала поступать в МВД и решила, что я актриса. Ездила летом в Питер, Москву, Ярославль. Никуда не прошла и вернулась обратно, поступила в колледж и на следующий год поеду снова поступать.
Атмосфера на прослушиваниях в театральных институтах, по словам Дарьи, дружеская. Редко абитуриенты относятся друг другу как соперники. Наоборот, они играют на гитаре и поют вместе, набрасываются на выходящих от приёмной комиссии с вопросом: «Что там делали, расскажи? Какой там мастер?»
— Вы все приходите в одну аудиторию, по очереди читаете. Бывает, когда называешь город, который далеко от Питера, спрашивают: «Зачем ты приехала? Почему именно сюда?» Бывает, когда ребята проходят не по записи, а в живой очереди, они сидят там целыми сутками. Их могут просто не взять, потому что народу безумно много. Они начинают нервничать, ругаться, толкаться. Я была у трёх мастеров в Питере. Сам мастер, который набирает курс, слушал только раз, остальные слушали преподаватели. Где-то сидели и очень внимательно слушали все до конца, им было дико интересно. В другой раз они что-то между собой обсуждали, в телефоне преподаватель. Третьи очень много вопросов задавали. При мне один раз мальчика до слёз довели. Он очень быстро читал свою программу. Ему очень много раз сказали, помедленнее. Он сам расплакался. А так нет такого, что на тебя давят.
Дарья хотела бы учиться в Петербурге — ей нравится тамошняя театральная школа, да и сам город тоже. Но пока тренируется перед поступлением дома — на кастинге в театре драмы например.
А результаты отбора в «Народный театр» такие. Лучшими признаны Мария Белякова, Ксения Шмырева, Любовь Карнышева, Денис Давыдов, Георгий Фролов, Иван Десятерик. Перед выходом на сцену с ними проведут несколько занятий по актёрскому мастерству.