Записи молитв от нечистой силы, церковные книги из поколения в поколение, купание новорожденного в ванночке с иконой — речь не о далеком прошлом, а о современности в Кенозерье. Наблюдения об этом сделали учёный секретарь петербургской Кунсткамеры Денис Ермолин и научный сотрудник учебно-научного центра «Гуманитарная урбанистика» в Великом Новгороде Илья Мельников во время своей экспедиции в нацпарк.
Экспедиция «Сакральная повседневность: книга и икона в пространстве традиционной культуры Кенозерья» проехала по всему Кенозерью: побывала в деревнях Вершинино, Шишкина, Погост, Карпова, Тырышкино, Косицина, Зехнова и посёлке Усть-Поча. Также её участники изучали старопечатные и рукописные книги XVII — XIX веков, меднолитые и писаные иконы из музейного фонда парка.
— Во время экспедиции мы опирались на примеры из музейных коллекций национального парка, анализ следов бытования церковной книги и книжной традиции на фоне предметов личного благочестия, а также привлекали результаты работы с населением кенозерских деревень для изучения практик сакральной повседневности в советский и постсоветский периоды. Особое внимание уделялось исследованию пространства часовни и процессов его ресакрализации в конце ХХ — начале XXI века, — пояснил Денис Ермолин пресс-службе нацпарка.
О своих наблюдениях ученые уже рассказали во время IX Всероссийской научно-практической конференции «Кенозерские чтения — 2019». Во время своего путешествия с научным интересом они выяснили, что и на современных жителей Кенозерья велико влияние старообрядчества.
— В Кенозерье сохранился ряд определённых культовых практик. Там по-прежнему переписывают молитву «Сон Богородицы», хранят церковные книги и медные иконы, особым образом купают младенцев, а над покойниками совершают обряд каждения, — сообщает пресс-служба Кенозерского нацпарка.
И вот основные выводы исследователей:
1. Кенозёры «унаследовали» от старообрядцев любовь к предметам культа из меди
Кенозерье находится вблизи места, где раньше находился крупнейший центр старообрядчества поморского согласия — Выговская пустынь, что многие годы формировало социальные, духовные и эстетические основы мировоззрения населения, влияло и на архитектуру. Меднолитая пластика — культовые предметы из меди — производства медниц Выговской обители и «скитские» копии-переливки до сих пор распространены в Кенозерье.
2. В Кенозерье церковная книга — святыня, передающаяся из поколения в поколение
В Кенозерье церковные книги передавались по наследству и являлись важной частью культурной памяти кенозёр. Сохраняющиеся в некоторых кенозерских семьях церковные книги, попадавшие в своё время в крестьянскую среду в качестве подарка за примерное обучение в церковно-приходских и земских школах, сейчас имеют статус семейной реликвии.
3. Жители Кенозерья переписывают и хранят у себя запись молитвы для защиты от нечистых духов
В традиционной сельской среде, ориентированной на авторитет сакрального текста, самому обладанию им приписывается важное духовное значение. Исследователи заметили, что наиболее распространённый и авторитетный текст — «Сон Богородицы» — до сих пор бытует в некоторых кенозерских деревнях. О существовании этого текста знают практически все кенозёры. Переписывание и распространение подобного рода текстов считается богоугодным делом: «Это всё даётся от всего сердца».
4. Чтобы защитить ребёнка, кенозёры купают его в ванночке с иконой
До сих пор широко распространена в Кенозерье традиция купания ребёнка, которое может повторяться с момента рождения до нескольких месяцев и года. В обряде используется небольшая меднолитая старообрядческая икона, которую кладут в ванночку или таз для купания младенца. У участников экспедиции не вызывает сомнения факт, что само действие носит охранительный характер, однако статус купания определён недостаточно, и во многом он заменяет или дополняет церковное крещение.
5. Кенозёры прощаются с родными, проводя каждение
Народные практики ярко проявляют себя и в погребально-поминальной обрядности. Широко распространена традиция каждения покойного специальной кадильницей, также отсылающая к старообрядческому прошлому региона: каждение специальным типом кадила на ручке, называемого кацеёй, широко распространено в старообрядческой среде доныне.