Вы замечали, что Архангельску и зимой, и летом не хватает ярких красок? Художница Елена Пургина считает это одной из главных проблем города. В своих работах она смотрит на город через розовые очки — рисует дома красивее, а улицы чище. А еще — главную роль на рисунках она часто отдает городской архитектуре, изображает те дома, которых уже нет на карте или совсем скоро не будет. О том, как появилась серия картин с городскими пейзажами и почему изображать мифическое пространство лучше, чем быть реалистом, Елена Пургина рассказала 29.RU.
Первые иллюстрации — детскими фломастерами
Елена Пургина рисует с детства — сначала училась в художественной школе № 1, её преподавателем был член Союза художников Василий Курицын, потом осваивала профессию дизайнера в САФУ, но после на несколько лет отказалась от творчества. Вернуться помог случай.
С 2013 года Елена работает в Художественном салоне Архангельска. Когда она только устроилась туда, среди сотрудников салона зашла речь о том, что им не хватает сувенирной продукции с узнаваемыми изображениями Архангельска. Тогда художница приняла вызов: появилась первая серия рисунков.
— Было решено выпустить почтовые карточки серией. Нарисовано всё это было «на коленке», детскими фломастерами, гелевыми ручками. Я сделала самые простые иллюстрации, директору понравилось. Мы решили вывесить их на окнах салона — огромными плакатами. Удивительное дело, что такие простые картинки нравились и людям, проходящим мимо, — рассказывает Елена Пургина.
Так тема городской архитектуры вошла в её жизнь. Сегодня рисунки с достопримечательностями города авторства нашей героини можно найти на открытках, магнитах, календарях. Это уже не те первые наброски — они тщательно проработаны, в них сохранена архитектурная композиция. Не совсем серьезные для настоящих иллюстраций фломастеры уступили дорогу акварельным краскам. С подачи супруга-краеведа Елена вдохновилась на создание иллюстраций с деревянным Архангельском: так, например, появились рисунки Домов Гендриксена, Овчинникова, Суркова, Особняки Калинина, Ренни-Шарвина
Если за памятниками не следить, они разрушаются
У большинства из этих архангельских домов с историей печальная судьба, но Елена рисует их целыми, полными жизни, порой домысливая реальность:
— Архитектура у меня изображена не в том виде, в каком она присутствует на улицах города. То, что происходит сейчас, — ужасно, отвратительно, грустно и прочие эпитеты. Город — это живой организм, но Архангельску настолько плохо, что лечить его уже поздно. Если бы была возможность, то я бы уехала из города. На моих рисунках всё — художественный вымысел, мифический мир, так как абсолютно такими же эти дома не были.
По словам Елены Пургиной, создания позитивного образа Архангельска требует сама по себе специфика сувенирной продукции. Яркие дома похожи на те, что многим горожанами запомнились еще в детстве. Самой себе художница объясняет интерес к её работам тем, что они вызывают ностальгию:
— Ностальгия — очень крепкое чувство. Когда человек видит домики, где он в детстве бегал, а вокруг него была вся эта веселая архитектурка, у него появляются эмоции.
Для себя же Елена пытается зафиксировать и сохранить Архангельск таким, каким в реальности он уже никогда не будет. Она отмечает, что у некоторых исторических зданий, которые пока стоят, с большей вероятностью нет будущего. Мы спросили, какие городские объекты потерять особенно обидно:
— Практически всех объектов с иллюстраций уже нет. Самым болезненным можно назвать особняк Калинина на Поморской. Он сейчас будет консервироваться, но понятно, что за консервацией не следует реставрация. Именно этот дом крайне отличается от остальной деревянной архитектуры тем, что он был закрыт штукатуркой. Это что-то особенное для города, не типовая северная застройка.
Елена Пургина отмечает, что своими рисунками, участием с ними в выставках всегда хочется привлечь внимание администрации и общественности к проблеме сохранения памятников, но, как правило, это не помогает.
— Напрямую никакое внимание не спасет эти памятники. Это дерево, и, если за ним не следить постоянно, оно разрушается. Проблемы возникают со всех сторон: некоторые дома в частной собственности, собственники не будут их реставрировать, а всё, что в муниципальной собственности, консервируется. Для домов это конец, точка. Может быть, восстановят англиканскую церковь в Соломбале, но там тоже процесс заморозился, застрял, — комментирует наша собеседница.
«У Архангельска нет цвета»
Одной из главных проблем современного Архангельска Елена Пургина считает отсутствие у него цвета — город безликий и серый, из яркого разве что наружная реклама, но она вызывает лишь раздражение:
- Советские фотографии были черно-белыми, но и по ним можно представить себе, каким было все вокруг. Те же советские автомобили имели космическую палитру цветов и украшали город. Деревянная застройка когда-то тоже была выкрашена в цвета. То, что я изображаю в цвете, конечно, гипертрофировано, но в любом случае дома были выкрашены. Это давало цвет самому городу.
Сейчас одним из ярких акцентов городского пространства могут быть граффити. Так, уличный художник Андрей Кипрей в недавнем интервью 29.RU рассказывал, что считает граффити — настоящей, живой формой диалога с городом. Наша собеседница Елена соглашается, что в современном городе стрит-арт — несомненное украшение:
— Если то, что делают уличные художники, не вандализм, то это искусство, оно украшает город. У нас в Архангельске есть команда ХЗК, они все очень хорошие художники, они делают стрит-арт, к которому вопросов нет. И они не задевают памятники архитектуры, не занимаются вандализмом.
Елена приводит и другие примеры того, как уличное искусство может гармонично вписаться в городское пространство: например, одну из стен Художественного салона граффити украсил северодвинский художник Александр Менухов. На служебном выходе появился рисунок, повторяющий реально существовавшие в деревянных домах Архангельска двери. Это проект супруга Елены Дмитрия Мацегоры. Так же пара оформила двери подъезда в доме, где они живут.
— На мой взгляд, это тот самый идеальный пример, когда граффити попросту украшает город, гармонично вписываясь в архитектуру. Рисунок на них тоже выполнен по эскизам, взятым с реально существующих дверей деревянных домов в Архангельске.