Настоятель храма Вознесения Господня на острове Андрианов Николай Ткачук, о котором мы писали, теперь налаживает производство скрипок. Он самостоятельно изучил, как создается этот музыкальный инструмент, скоро его первая скрипка будет готова. А еще он планирует создать столярную школу.
Столярная школа будет существовать в виде мастер-классов, а не в классическом виде. То есть любой человек любого возраста может прийти и сказать: «Я хочу научиться делать гитару», — и его научат.
— Будут желающие — они будут приходить, я буду просто делиться опытом с ними. Хотелось бы, чтобы научились искусству краснодеревщика, рубанком пользоваться. Может, они будут делать хорошую мебель. У меня есть знакомый, он хотел гитару для друга сделать. Он из учителей нашей Вознесенской школы, ведет уроки труда и географии. Я ему сказал: «Давай ты не будешь у меня заказывать, а сам ее сделаешь, а я подскажу». Он заинтересовался. В Пасху мы начнем, — рассказал отец Николай.
Его первая скрипка почти готова — сделаны гриф, верх, низ, бока. Отец Николай рассчитывает закончить примерно через месяц.
— Для скрипки традиционно использую: верхняя дека — ель, бока и низ — клен. Многие мастера еще что-то используют — берёзу, грушу. Потом ее надо сушить, покрывать лаком. Это же еще лаки надо секретные знать, — замечает отец Николай. — Помните фильм «Визит к Минотавру»? Мне этот фильм в свое время очень понравился. И сейчас чувствую, что, наверное, это отложилось, и выросло желание делать инструменты. Там есть такой момент, где они лаками интригуют. С гитарами я понял, что лак должен иметь функцию защищать инструмент, не сковывать дерево, не портить звук — он должен быть легким. Я узнал, из чего он состоит. Тот же самый гитарный лак, но с добавлением смолы.
Отец Николай подозревает, что первый блин все-таки выйдет комом. Но его знакомые мастера из других городов и даже стран его успокаивают: чего только не бывает, когда делаешь свою первую скрипку. Мастер из Белоруссии, например, поделился своим опытом: поначалу он использовал минимум инструментов, а самую первую скрипку вообще делал топором. И звучат они красиво. Главное — не торопиться.
— Думаю, что гитару сложнее сделать, чем скрипку. В гитаре больше математики. А скрипка — ювелирная работа. Там больше вырезать завитки красивые, с деками больше проблем. Потому что она толще, ее надо выводить в размер, чтобы она звучала, — объясняет отец Николай. — Мне сегодня должны привезти хорошие кованые полукруглые стамески. В гитаре я использовал плоские стамески, этого достаточно было. А тут нужны полукруглые, а хорошие достать очень сложно. Я же еще тоже учусь. Надо уметь наточить острые железки, что у меня пока не очень хорошо получается. Я отдаю на заточку профессионалам.
В России очень мало книг по изготовлению скрипок с подробными инструкциями. Пришлось заказывать из-за границы издания с чертежами. Помогают и видеоуроки на Youtube. Еще отец Николай собирается обучиться игре на скрипке.