В начале мая в прямом эфире на 29.RU мы общались с известным музыкантом и организатором ежегодного фестиваля блюза в Архангельске Тимом Дорофеевым в нашем сообществе во «ВКонтакте». Тим рассказывал, как ему удалось сохранить свое детище несмотря на то, что собирать публику на концертных площадках города сейчас запрещено, а государство в этом году не поддержало фестиваль. Если коротко, то Arkhangelsk Blues Festival в этом году впервые за всю историю пройдет в Сети, и стартует он уже сегодня. В каждый из трех дней фестиваля (20, 21 и 22 мая) в 19:00 на сайте продюсерского центра «Архангельск Джаз» будут появляться записи концертов. Тим рассказал, что интересного в программе в этом году. Также во время прямого эфира мы говорили о том, в чем вообще суть блюза, кто вдохновлял организатора фестиваля с юности развиваться в этом жанре музыки, а еще о том, как культура может помочь всем нам сейчас справиться с кризисом и негативными эмоциями в жизни. Публикуем самые интересные цитаты из нашего разговора в формате карточек.
- Как удалось сохранить фестиваль во время кризиса из-за пандемии?
- Что интересного в программе?
- Надо ли платить деньги?
- Не разочаруются ли преданные зрители из-за отсутствия «живого» звука?
- Чем вообще интересен блюз?
- Что послушать, чтобы быть в теме? Рекомендации от Тима Дорофеева
- Поддержало ли фестиваль государство?
- Как культура, искусство помогут нам в кризис?
Как удалось сохранить фестиваль во время кризиса из-за пандемии?
— Безусловно, непростое время, — когда мы, люди музыкального искусства, привыкли к живому общению, привыкли видеть глаза зрителей, получать энергию от них и так же отдавать ее. Сейчас с этим гораздо сложнее. Но надо понимать и принимать ситуацию. Были разные мысли, варианты перенести фестиваль и ждать возможности его провести все-таки со зрителями, было смятение. Я очень переживал, что он не состоится. Но в какой-то момент понял, что надо переходить в онлайн-формат и начал переговоры с генеральным спонсором, банком «Открытие». И мы решили наш 15-й, юбилейный фестиваль все-таки делать. В первый раз такое за историю фестиваля. Артисты откликнулись, и все очень добросовестно подошли к этому делу. Музыканты будут играть свои полноценные программы, только в онлайне. Все понимают, что онлайн-формат подразумевает, что количество зрителей увеличится в разы. Обычно мы его проводим в театре драмы — там тысяча мест, а здесь будут десятки тысяч просмотров, потому что наш фестиваль знают и ждут не только зрители в России, но и публика за рубежом. Артисты, безусловно, будут учитывать это. Вы увидите в дни фестиваля, насколько они постараются работать на камеру.
Что интересного в программе?
— Хотя к нам каждый год приезжали западные звезды — американцы, англичане, французы и многие другие, — в этом году участвуют только музыканты из России. А в этом году я еще дал возможность нашим архангельским музыкантам сыграть, потому что у них есть свои программы. Фестиваль будет проходить три дня — 20, 21 и 22 мая, — и в каждом дне будут играть архангельские музыканты. Уверен, это будет интересно публике. Вести фестиваль будет главный редактор журнала «Джаз.ру» Кирилл Мошков. Он постоянно освещает наши фестивали, наш большой друг, сам в молодости играл блюз — он знает и понимает эту музыку, написал книгу об истории блюза. Кирилл Мошков заменит нашего постоянного ведущего всех предыдущих фестивалей Владимира Каушанского, который, к сожалению, в этом году ушел из жизни. Юбилейный фестиваль посвящен его памяти.
Программа очень насыщенная, будут ведущие блюзмены России. Мы много экспериментируем на этом фестивале — будут элементы соединения джаза, блюза, этно. Когда я договариваюсь с музыкантами, то в основном делаю это лично, так как со многими знаком и знаю, кто на что способен, что может показать. И фестиваль я режиссирую, как некий фильм — получается, по сценарию, который дает всю возможную палитру блюза. Публика увидит, насколько он разнообразен и сможет проследить, как он перекликается с другими стилями. В мире достаточно блюзовых фестивалей, но каждый из них интересен по-своему. Вот наш, архангельский, интересен своим авторством, своим новаторством, наверное.
Подробнее о том, какие музыканты будут выступать, Тим Дорофеев рассказывает с 22-й минуты видеозаписи стрима на 29.RU.
Подробнее о программе мы также уже рассказывали в этом материале.
Надо ли платить деньги?
— Все трансляции для зрителей будут бесплатными (записи будут доступны для просмотра и после 22 мая). Вариант платных просмотров мы не рассматривали, так как хотим, чтобы как можно больше людей посмотрели концерты. У нас есть, как я уже говорил, генеральный спонсор и главный наш партнер — банк «Открытие». Он взял на себя все затраты, в том числе и выплату гонораров артистам.
Не разочаруются ли преданные зрители из-за отсутствия «живого» звука?
— Понятно, что тот звук, который идет со сцены на концерте вживую, не заменишь через телевизор или компьютер. Но в данной ситуации мы уже ничего лучше не сможем сделать. Все — и зрители, и музыканты — находимся в одном положении сейчас. Да, пишут мне об этом знакомые и зрители, я всем отвечаю: фестиваль будет, смотрите онлайн. Зато в таком формате, что очень удобно, на самом деле, всегда можно прокрутить назад, послушать еще раз те моменты, которые понравились. Кто-то, возможно, имеет дома хорошую аппаратуру, чтобы слушать с хорошим усилителем и колонками, чтобы «вытянуть» звук.
Чем вообще интересен блюз?
— Блюз — очень демократичная музыка. Это вообще основа всей популярной эстрадной музыки, джаза и рок-н-ролла, рэпа… Да любую популярную музыку возьмите — все началось с блюза: соул, блюз, рабочие песни, если пойти в историю. Эта музыка всем понятна. И как-то особенно созвучна нашему северному слушателю: те же какие-то народные попевки, частушки, но со своим ладом. Блюз выражает чувства — это могут быть ненависть, любовь, злость — все что угодно. И он понятен без слов. Там и слова-то обычно такие, как в наших частушках: ты сегодня пришла и выгнала меня из дома, а я возьму свою гитару, рюкзак и бутылку виски и пойду играть на улицу — условно говоря, конечно, я полушутя рассказал один из текстов блюза. Современная джазовая и блюзовая музыка настолько разнообразна, что не надо заморачиваться словами или техническими составляющими, а просто для начала ее послушать. А потом уже об этом говорить, может быть. Если это не ваше — ну, может быть. Но на наш фестиваль обычно люди приходят семьями, с детьми, чтобы у них было какое-то музыкальное воспитание.
Что послушать, чтобы быть в теме? Рекомендации от Тима Дорофеева
— Какой-то специальной подготовки не надо, чтобы воспринимать музыку фестиваля. Просто заходите и слушайте. Но могу сказать про музыку, про то, с чего я когда-то начинал, что меня зацепило и держит до сих пор. Когда я начинал учиться в музыкальном училище, то услышал Джими Хендрикса. Он меня сразил наповал: я искал все записи, покупал пластинки у моряков, слушал его на магнитофонных лентах. Потом еще назову блюзмена Стиви Рэй Вона, которому я посвятил одну из композиций, Би Би Кинга, которого я всего по ноткам перебрал… То есть это вот такие уже столпы, на которых можно опираться. Вообще достаточно блюзовых музыкантов, их очень много интересных, просто надо найти их записи на YouTube и ближе познакомиться. Это непопулярная музыка, но, повторюсь, она очень демократична, понятна и ребенку, и взрослому, и женщине, и мужчине, потому что это — музыка жизни. Блюз — это про выражение чувств, и это в нем самое главное. Ты можешь быть большим профессионалом, здорово технически играть, но если при этом у музыканта нет чувства и энергии, он не донесет их до зрителей, каким бы виртуозом он ни был.
Поддержало ли фестиваль государство?
— К сожалению, в этом году, когда я обращался к городским властям (к областным в этом году не обращался), мне сказали, что из-за пандемии все гораздо сложнее. Меня этот вопрос [поддержки культуры государством] тоже всегда интересует, и его властям задаю и буду продолжать задавать. Был период, когда нас министерство культуры поддерживало, буквально два или три года наш совместный с Поморской филармонией проект, но сейчас я пока не получаю поддержки государственной. Всё держится на помощи спонсора и партнеров. Но я все-таки надеюсь, что, может быть, посмотрят этот фестиваль, и, может быть, на будущий год примут решение [поддержать]. Но мы будем делать его вне зависимости от того, поддерживает нас государство или нет, потому что мы любим эту музыку, живем ею.
Как культура, искусство помогут нам в кризис?
— Культура нужна в любое время, будь то пандемия или, не дай бог, какие-то катаклизмы. Во время войны артисты выезжали на передовую фронта и делали концерты. Они настраивали солдат на то, чтобы они могли получить хотя бы какой-то заряд положительной энергии. Когда кругом сложности, культура, наоборот, воспитывает в нас все то, что должно способствовать улучшению жизни. Поэтому как нам без культуры? Будет просто непонятное общество, и это поняли многие государства, которые вкладываются в культуру.