Лидия Альбаум более 45 лет работает мастером росписи по дереву в Архангельске. Она сотрудник «Беломорских узоров» — предприятия, на котором северянка мечтала работать с юношества. На днях мастер удостоилась благодарности президента РФ Владимира Путина. 29.RU она рассказала, почему награда оказалась для нее неожиданной.
Торжественное вручение благодарности еще не состоялось — его проведут в июне, поздравлять мастера будет глава Архангельской области Александр Цыбульский. Лидия Альбаум говорит, не ожидала, что ее труд отметит именно президент — изначально документы собирали на грамоту от Министерства культуры РФ.
— Когда сказали, что будет благодарность от президента, было неожиданно. Полноту эмоций [от награды], может, я еще и не ощутила, так как вручать будут только 10 июня. Но приятно, ведь столько лет работаешь, — поделилась с 29.RU мастер.
И в ее творческой «копилке» заслуженно много наград (хоть и не президентских), от которых дух захватывает уже сейчас у ценителей прикладного искусства: в 2007-м Лидия Альбаум победила в Московском межрегиональном конкурсе народных мастеров «Русь мастеровая» в номинации «Роспись по дереву», она участница многих известных выставок народных промыслов — «Ладья», «Народные художественные промыслы: вчера, сегодня, завтра», «Народ-художник». Четыре изделия мастера признаны Министерством промышленности и торговли РФ образцами изделий народных художественных промыслов — это шкатулка, кружка, коробушка, доска.
О своем пути в профессию сама Лидия Анатольевна рассказывает скромно: училась в художественной школе, мечтала работать в «Беломорских узорах» (еще в 12 лет приходила, смотрела, как работают другие, мечтала попробовать сама). После школы туда и устроилась на работу: училась при мастере, а потом получила разряд.
Лидия Альбаум отмечает, что в те времена, когда она сама начинала творческий путь, учиться мастерству в Архангельске было практически негде. Сегодня резьбе по дереву и росписи обучают, например, в школе Бурчевского, но многие, окончив ее, идут в другие профессии. Если и выбирают творчество, то поступают в художественные училища, а прикладным искусством занимаются только для души. Смены поколений, говорит нам мастер, в их деле практически нет.
«Конечно, это огорчает. Сейчас нас на предприятии всё меньше и меньше, мы сохраняем традиции, а передать их некому»
— Когда я только начала работу, мы ездили по деревням, обучались там у мастеров. Жалко, что этого уже нет. Останутся, может быть, только индивидуальные заказы, а промышленных масштабов, конечно, уже нет, — сетует Лидия Альбаум.
Она рассказала, что сегодня она и другие сотрудницы «Беломорских узоров» работают в основном на заказ: покупают продукцию в разные уголки страны — от Москвы до Сахалина. Отправляют работы мастериц и по северу — на Соловки, в Каргополь. Заглядываются на северную роспись и иностранцы, например когда заезжают в Архангельск на больших лайнерах (такое в летний период часто бывало до пандемии).
— Иностранцы нашу продукцию любят. Они ценят своеобразие — мы ведь отличаемся от хохломы, от гжели. Вот японцы любят Мезень: лаконично, два цвета, геометрические рисунки, — рассказала собеседница 29.RU.
Самой же Лидии Альбаум по душе мезенская и пучужская роспись, хотя, уточняет она, мастеру поддаются любые виды росписи.