С каждым годом в Архангельске всё больше проектов, которые развивают искусство: это и инициативы от ЦСИ (Центра социальных инноваций в сфере культуры), и «Плакат центр», в этом же материале мы поговорим про галерею с необычным названием «PAR NIK». Это независимое пространство, чистый холст для современных художников всех возрастов, и продвигают его ребята, которые пытаются сделать жизнь в Архангельске интереснее, а талантам — дают возможность заявить о себе. Рассказываем, в чем мотивация этих молодых людей, ровесники которых нередко покидают родной город.
Резиденты «PAR NIK» — молодые ребята из Архангельска, основатели первой независимой галереи современного искусства в Архангельске. Они сформулировали четкие принципы своего пространства: экологичность производства, открытость к любым предложениям о выставках и продвижение локальных художников.
Кто эти люди, которые поддерживают активность в «Парнике»? В их портфолио уже несколько успешных выставок, участие в ярмарках и опен-коллах (для тех, кто не знает, это отбор художников, фотографов, артистов театра и кино, да и любых сфер искусства для общего арт-проекта. — Прим. ред.).
Благодаря такой молодежи и развивается культурная среда Архангельска, и современное искусство в ней — если обращаться всё к тем же дачным ассоциациям — поле непаханое. А «PAR NIK» — как раз одна из точек продвижения и развития.
- Ася Фомина, 20 лет, менеджер проектов в молодежной организации «Песочница»
- Коля Шувалов, 25 лет, куратор, работник культуры
- Егор Шелук (Згор) — 23 года, художник
Ася Фомина, 20 лет, менеджер проектов в молодежной организации «Песочница»
Ася продвигает идеи и мероприятия архангельской молодежной организации «Песочница», участников которой связывают разные общие темы: экология, творчество, локальная идентичность.
В галерее «PAR NIK» Ася Фомина помогает с монтажом выставок или корректировкой текстов-анонсов для них. На ней — упаковка и подача событий. Мы спросили у нее, как вообще пришла идея создать независимое арт-пространство в городе музеев, где культуру такого рода не подхватить налегке, ее надо взращивать.
— Как раз поэтому мы и решили открыть свою небольшую независимую галерею. Нам хотелось сделать место в Архангельске, где получится отдавать приоритет местным художникам и художницам, где мы сможем поддерживать их работу и стараться делать все выставки экологичными. Для нас важно репрезентировать местных художников, давать им площадку, чтобы рассказать о своих мыслях или просто поделиться своими работами. Каждый раз наш менеджер галереи пытается сделать не просто отчетную выставку, а найти концептуальную связь между работами разных ребят, добавить интереса, «прикола» в выставку.
Готов ли город был к этому? Ася говорит, что на первые выставки пришло довольно много людей за счет личных приглашений и интереса к новому пространству:
— В последние же разы у нас не получалось собрать и 30 человек. Кажется, что мы слишком сильно ушли в художественность и поэтичность, поэтому люди часто не понимают, о чем выставки и зачем. И, к сожалению, часто люди устроены так, что если им что-то непонятно, то и интереса к происходящему мало.
«Сейчас мы думаем над тем, как изменить менеджмент галереи, чтобы доносить до местных жителей творчество и искусство более доходчиво»
У ребят нет строгой модели развития своего проекта, внутри организации не меньше творчества, которое они взялись поддерживать:
— Сложно сказать, что будет с галерей лет через пять, я никогда не заглядываю так далеко, но думаю, что «Парник» может превратиться во что-то другое. Например, переместиться в новое пространство, стать медиапроектом или же просто закрыться, если у нас иссякнут силы для работы.
Коля Шувалов, 25 лет, куратор, работник культуры
Еще одно лицо «Парника» — Николай Шувалов. Мы спросили его о том, как архангельскому арт-«парнику» удалось выйти на площадку в Санкт-Петербурге. Там наши молодые земляки поучаствовали в ярмарке современного искусства Third place art fair.
— Нас позвали, и мы по приколу решили поучаствовать в ней, ради некого экспириенса скорее, — признается Николай, — но в итоге это вышло забавно. Рассказывал всем про архангельскую галерею «PAR NIK». У нас, правда, не всё прошло успешно в плане продаж, как и у многих галерей, которые участвовали в ярмарке. Кроме того, это был огромный труд: оформить заявки, собрать все работы и представлять их там по 10 часов. Поэтому в будущем, если будем участвовать в подобного рода мероприятиях, будем коллективно собираться.
Мы попросили Николая объяснить, как отбирают художников, которых по итогу выставляют в архангельской независимой галерее, — вдруг кто-нибудь из читателей захочет поучаствовать в этом или передаст другим эту информацию.
— На самом деле, это происходит достаточно спонтанно. В приоритете — работы художников, которые живут в Архангельске и области. Или авторы, которые уже уехали, но изначально родились / жили в тут. Сначала мы составили список из 40–50 архангельских художников, но общую связь смогли найти не со всеми, и поэтому отобрали человек 8–10. Получилось, что процентов 70% из того, что мы отобрали, это экспрессивное, яркое и «детское», некое наивное искусство. Это сильно мэтчилось с нашим изначальным посылом: детскость и ресайкл (экологическое повторное использование материалов в творчестве. — Прим. ред.).
— Современное искусство — довольно-таки провокационная штука. Как часто вы встречались с недопониманием со стороны старшего поколения?
— Недопонимание могло происходить на тех же ярмарках, не все понимают, почему работы столько стоят. Мы делали ярмарку в Архангельске art babble, и гости довольно активно покупали открытки, плакаты за 300 рублей, а вот работы от 3000 до 7000 люди уже не принимали и не понимали, почему они столько стоят. Это суперстереотипная история: многие люди не понимают, что нужны материалы, работа с менеджментом, с галереями, во всё это нужно вкладываться художнику, это большой труд. Поэтому их работы так и стоят...
Николай объясняет, что галерея «PAR NIK» — это скорее онлайн-проект:
— Мы пиаримся в соцсетях, просим подписаться, пролайкать посты, прости Господи, и так далее.
«На нас подписывается много людей из Москвы, Питера, именно они составляют процентов 70 нашей аудитории в соцсетях»
— В Архангельске немного людей ходит на выставки сейчас... Открытие выставки — это штука очень сомнительная в плане потребления контента. Ее ты по итогу можешь просто в Instagram* (деятельность соцсети запрещена на территории РФ) посмотреть. Люди ленятся и не видят смысла в том, чтобы прийти на открытие. А на самом деле это же больше про комьюнити, смол-ток (короткие беседы, знакомства. — Прим. ред.), тусовки. Вот на открытиях выставок студии при ЦСИ довольно много народу присутствует, потому что там сформировался круг лиц, которые постоянно приходят (выпускники студий, художники, которые с ними работают, и т. д.). Как раз таки проблема «PAR NIK'a» в том, что вокруг него не образовалось того самого сообщества.
Создатели «Парника» думают о том, как объединить людей, неравнодушных к современному арту. Мы спросили у Николая, какую из прошедших выставок он считает сильной.
— Самые запоминающиеся — самые первые, которые у нас проходили, потому что слилась идея появления галереи с нашими давними идеями. То есть первую выставку сделали ребята, когда еще не было «PAR NIK'a» как такового: не было социальных сетей, было просто место. Тогда они сделали выставку «Поморы. Новый лес» без кураторов.
— Собрались пять художников и делали выставку про осмысление поморской идентичности. И следующая выставка прошла, когда уже Instagram* (деятельность соцсети запрещена на территории РФ) запустили. Ее делал я как куратор-художник. «Апатический дерматит» — это была давняя моя идея. Я дал детям в художественных школах порисовать и поразмышлять над смешанными названиями опен-коллов и названиями детских конкурсов. Там были такие темы: «На пути к паллиативу», «золотая эмерджентность» и так далее. И получилось нечто сложное, мутное, странное. Дети старались это изобразить, так получались разные курьезные случаи.
— Суть выставки была в том, что на самом деле вещи, которые нам кажутся сложными и непонятными, имеют простое начало. Я был невероятно рад, когда это реализовал, — пришло много народу. Потом была выставка Егора — 3гор. Она получилась чисто галерейного формата.
— Мы экспериментируем с форматами. Первая выставка была сложная концептуальная, вторая чисто галерейная. К работам Егора мы повесили стихи, чтобы увидеть, как стихи работают с художественными произведениями.
Егор Шелук (Згор) — 23 года, художник
Егор Шелук сейчас живет в Санкт-Петербурге. Родился в Архангелське и связь с городом не теряет.
— Архангельск — мой дом с рождения, так что, конечно, город на меня повлиял. Там произошло мое становление, которое, собственно, и повлияло на мое творчество.
«Семья, художка, снег, "деревяшки", Двина, Ягры, друзья, Кегостров, пленеры, выезды по области от художки, Кенозеро, Калинушки, Белое море...»
Егор говорит, что список выше можно продолжать до бесконечности.
Год назад в независимой арт-галерее прошла персональная выставка Егора, для него это было неожиданно:
— Коля Шувалов, один из кураторов галереи, предложил сделать персоналку, и я еле успел отправить работы. Ребята всё смонтировали, я вырвался на открытие, прошло клево — приятно выставиться дома. Культурная жизнь в Архангельске развивается бодро очень, хотя когда я в школе учился, тоже были разные движения (в основе своей в Добролюбовке). Сейчас замечаю, что много всего появилось — «PAR NIK», «Песочница», ЦСИ, плакатная мастерская... Круто, жесть! Смотрю работы, и очень нравится многое, в общем меня это радует.