Культура «Слово пацана» интервью «Историю нельзя замалчивать»: ученый — о «Слове пацана» и реальной архангельской шпане 70-х

«Историю нельзя замалчивать»: ученый — о «Слове пацана» и реальной архангельской шпане 70-х

Александр Чудинов разобрал молодежные группировки с научной точки зрения

Александр Чудинов выступил экспертом в беседе про скандальный уже сериал

Сериал «Слово пацана» (18+) мало кого оставил равнодушным. Одни с упоением обсуждали сюжетные повороты, другие требовали запретить показ. Драма о молодежных бандах Казани 1980-х годов вызвала резонанс. Но правда ли, что подобные группировки были в каждом городе, и теперь — на волне популярности сериала — могут возродиться? Об этом мы поговорили с доктором исторических наук Александром Чудиновым. Он изучает массовые движения и разобрал молодежные группировки с научной точки зрения. Историк рассказал, чем казанский феномен отличался от ситуации в других регионах, и поделился мнением, есть ли в сериале романтизация бандитизма.

Александр Чудинов — доктор исторических наук, специалист по изучению истории и историографии Французской революции и Наполеоновских войн, общественной мысли Франции, Британии и России, международных отношений. Автор учебников для школ и вузов. Один из авторов «Большой Российской энциклопедии» и «Кембриджской истории Наполеоновских войн».

«Носили клеш»: чем архангельская шпана отличалась от казанских пацанов

Ученый вырос в Архангельске. В 70-е годы он сам был подростком и лично наблюдал, как его сверстники собираются в группировки. Но эти компании сильно отличались от тех, что были в 80-х годах в Казани. Хотя есть и сходства.

— Город был поделен между группировками. В Казани это называлось «контора», «улица», у нас это называлось «шпана», «толпа». В Казани спрашивали: «Ты с кем мотаешься?». В Архангельске говорили: «С какой толпой бегаешь?» Поскольку я жил недалеко от кинотеатра «Мир», я был знаком со многими «Мировскими», — рассказывает Александр Чудинов.

Как вспоминает ученый, в центре Архангельска было несколько больших группировок. «Мировские» контролировали территорию от улицы Карла Либкнехта до Логинова. Были еще «Урицкие», «Вологодские», «Комсомольские», «Привокзальные».

— Войны между группировками были. Люди собирались, ходили в набеги друг к другу. Могли и по сотне человек собрать. Когда они дрались, на улице даже трамваи останавливались, — говорит историк.

Как и показано в сериале, внутри групп было деление по возрастам. Правда, в казанских группировках система была намного более четкая и «возрастов» было больше. Там в группировках состояли и 20-летние «старики», и даже «древние» 40-летние. В Архангельске же границы «возрастов» были размыты, а век шпаны был намного короче.

— В Архангельске были «молодые», это где-то с 13 до 16 лет. 17–18 лет — это уже «старики», а после армии уже никто не бегал, — объясняет ученый. — В Казани каждый «возраст» отвечал за своих, круговая порука. За провинность кого-то одного били нескольких человек из «возраста» или вообще всех.

Герой сериала Адидас-старший продолжает «мотаться» после того, как вернулся с войны

На Севере, как вспоминает историк, таких суровых правил не было. В отличие от казанских группировок, где старшие могли избить пацана, если застанут его с сигаретой, северная шпана свободно курила и пила. Посиделки с бутылкой и гитарой были классическим досугом местных хулиганов.

Выглядели северяне тоже не так, как казанские группировщики. К внешнему виду казанских вернемся позже, а вот как ученый описывает архангельскую молодежь:

— Носили клеш от колена. В советское время не шили такое, поэтому брюки перешивали — вставляли клинья. Конечно, самый шик, когда брюки коричневые или черные, а клинья красные.

«Потом уже был клеш от бедра: чем шире внизу, тем круче. У меня брюки были 35 сантиметров внизу, а у кого-то и полметра»

Александр Чудинов помнит, что шпану было видно было издалека. Они ходили так, будто бицепсы мешают прижать руки к телу, носили длинные волосы. На улице дрались деревянными палками. Правда, милиция отлавливала всех, у кого видели что-то, что может служить оружием.

— Я сам с хоккея шел с клюшкой, меня задержали, расспросили, потом отпустили. Всё было строго. Я это знаю потому, что у меня мама в МВД работала, — рассказывает историк.

В Архангельске, судя по всему, проще жилось и шпане, и тем, кто ни к какой группировке не принадлежал — в сериале таких ребят называли чушпанами:

— Конечно, иногда шпана трясла мелочь с кого-то. Но чтобы, как в Казани, облагали данью — такого не было. В Казани же строгое различие: как между илотами и спартанцами. Илоты — зависимое население, спартанцы могут по отношению к ним всё. Так и пацан может по отношению к чушпану всё что угодно.

В Архангельске, как помнит ученый, были «нейтральные» улицы. Например, Попова и Выучейского:

— Опять же, в Казани такого не было, там все улицы четко были поделены, а у нас было много серых зон.

Александр Чудинов приводит в пример эпизод из «Слова пацана», где мальчик по прозвищу Ералаш оказывается один в толпе чужаков. Его спросили: «Ты при делах?», он ответил: «При делах», и после этого его забили до смерти.

Быть «при делах» — значит состоять в какой-то группировке. Соврать и сказать, что ни с кем не «мотается», Ералаш не мог, потому что тогда его избили бы свои.

— У нас такого не было: если человек не с «толпой», пусть идет дальше. Я знаю, бывало, что кого-то из чужой «толпы» не узнавали, и человек мог спокойно соврать, что он с нейтральной улицы. Никаких жестких понятий на этот счет не было, — говорит исследователь.

Историк также вспомнил несколько знаковых мест, которые нужно было бы задействовать, если бы в Архангельске снимали сериал про шпану. В этом списке стадион «Динамо».

— Часто схватывались или около стадиона, или даже на стадионе. Это был центр притяжения, все ходили на массовые катания. Я видел, как там «Урицкие» с «Привокзальными» схватывались, «Мировские» с «Вологодскими». Очень долго потом, когда проходил мимо, как будто бы чувствовал опасность, выделялся адреналин. Яркий свет, холодный блеск льда и музыка сразу ассоциировались с подростковым периодом, — говорит Александр Чудинов.

«Мировские» собирались на ступеньках кинотеатра «Мир». Зимой часто дрались на пляже на Набережной. Танцы обычно были по школам, но из общих площадок собеседник вспомнил Дом учителя.

Историк говорит, что в Архангельске уважали The Rolling Stones, Nazareth, слушали музыку из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». На дискотеках играли ABBA и Boney M, а во дворах под гитару пели блатные песни.

В конце 70-х, как вспоминает ученый, в городе из-за шпаны погиб молодой парень. После этого многие северяне больше не «бегали с толпой». По крайней мере, это явление перестало быть массовым. Историк предполагает, что за хулиганов могла еще более крепко взяться милиция.

Была идеология: как выделялся казанский феномен

Жестокость, четкая структура и выверенная идеология — ключевые отличия казанских группировок, говорит Александр Чудинов.

В Архангельске и других городах парни просто собирались побегать и подраться, отмечает исследователь, никто не ставил целью искалечить или убить противника.

— В Казани это называлось «войны за асфальт» или «монтировочные войны». Почему? Потому что они сплошь и рядом ходили драться с монтировкой. А монтировка — это такая вещь… У того же Гараева описано: ударили загнутым концом, порвали сонную артерию, моментальная смерть. Или голову разбивали, у них это называлось «пробить копилку», — сравнивает ученый.

Книга Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х», которая легла в основу сценария сериала, — документальная проза. Сериал же — художественное произведение, но некоторые сюжетные линии основаны на реальных событиях.

Как говорит историк, обычно группировки в регионах были стихийными объединениями. Четкой организации там не было. В Казани же это было государство в государстве со своими законами.

— Они — бойцы, они не имеют права курить, пить. Я читал, что писали казанцы, кто жил в то время: они говорят, что на самом деле пацаны ходили в темных телогрейках, налысо стрижены. Был общак обязательный, была жесткая иерархия. Была такая идеологическая вещь как противопоставление Западу, — отмечает исследователь.

В сериале персонажей одели менее мрачно, для них создали индивидуальные образы

Есть разные теории о том, что группировки в Казани контролировались кем-то сверху. По одной из версий, были замешаны взрослые из криминального мира, а по другой — систему создало КГБ для борьбы с «идеологическими шатаниями».

— Так это или нет, я не знаю, — говорит Александр Чудинов. — Этим должны заниматься уже историки конкретно казанского феномена. Но в целом скажу, что такую жесткую организацию, которая появилась бы стихийно в столь короткое время, в истории я не помню.

«Люди смотрят и удивляются»: почему истории о бандитах так популярны

Повышенный интерес к книге и сериалу ученый объясняет тем, что людей тянет на экзотику.

— Как будто приподнял лист, а там гномы живут, и у них там свой удивительный мир. Люди смотрят и удивляются, — описывает историк. — Сейчас люди в общем-то живут благополучно по сравнению с тем временем, особенно с перестроечным. И вот, наверное, кто-то хочет пощекотать нервы.

Александр Чудинов не считает, что в сериале романтизировали бандитизм.

Ученый отметил, что ни для кого из персонажей история не закончилась хорошо, а в книге жизнь группировщиков описана еще страшнее. Страдали в итоге не только сами хулиганы, но и их близкие.

При этом историк добавляет, что всегда будут люди, которые найдут для себя романтику даже там, где ее нет. Он приводит пример из своей юности:

— В 70-е годы вышел американский фильм «Генералы песчаных карьеров». Там показаны нищие мальчишки-сироты, которые буквально бились за выживание. В СССР фильм стал безумно популярен. В Архангельске тогда появилась даже небольшая группировка, которая называла себя «Генералы». Причем это был хороший квартал, у этих ребят родители работали в милиции, в мединституте и так далее. А в фильме же ничего хорошего не показано: герои болеют, умирают, их убивают. Но детям из вполне благополучных семей захотелось такой «романтики».

Ученый говорит, что больше всего его удивило, что подражать героям «Слова пацана» стали взрослые серьезные люди.

— Отдельные политики начали своих оппонентов называть чушпанами.

«Слушайте, ну чушпаны — это же нормальные парни, которые учились, ходили в секции, выросли и стали врачами, учителями, бизнесменами»

— А вы-то себя, получается, с криминальными элементами ассоциируете, — отмечает Александр Чудинов.

«Надо смотреть в глаза проблеме»: есть ли романтизация бандитизма в сериале

В Казани «войны за асфальт» прекратились в 90-е. Считается, что группировщики окончательно перешли в криминальный мир. Большинство из них были убиты или оказались за решеткой.

В Архангельске же, как говорит ученый, те, кто «бегал», до 90-х годов не дотянули:

— В моем районе, с кем знаком, все спились. В 90-е они уже не могли быть бандитами, потому что физически не были на это способны. До 50 лет практически никто не дожил.

Общество сериал «Слово пацана» приняло неоднозначно. Некоторые высказывались, что его нужно запретить. Александр Чудинов это мнение не разделяет:

— Запретами ничего не решить. С одной стороны, это естественная реакция человека, когда он сталкивается с чем-то неприятным, — оттолкнуть от себя. Но с другой стороны, надо смотреть в глаза проблеме. Такие вещи позволяют не идеализировать события тех лет. В истории нельзя идеализировать.

«Историю вообще нельзя замалчивать. Если историю замалчивать, она мстит. Всё равно всё всплывет, и тем, кто замалчивал, больше не поверят»

Исследователь отметил, что вряд ли группировки могут возродиться сейчас. Он объяснил, что подростки «мотались» по улицам, как правило, потому, что им просто было некуда податься.

— Сейчас гораздо больше возможностей себя занять, больше занятий не столь травмоопасных и не связанных с нарушением закона, — считает Александр Чудинов.

Ученый добавил, что сериал вышел интересным и снят на хорошей документальной основе. Если анализировать произведение, то оно как раз может служить предостережением для молодежи, которую тянет на «криминальную романтику».

Что еще почитать

  • В Архангельске продают шапки и спортивные костюмы из «Слова пацана». Сколько стоит ретроодежда;

  • о ворах, бандитах и «Слове пацана»: интервью с автором «Антикиллера» и следователем Корецким;

  • «Реальный там только Кащей, а за Адидасом вашим не пошли бы пацаны». Настоящий казанский опэгэшник — о «Слове пацана».

Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления