Этим летом в Архангельской области прошел, возможно, последний арт-фестиваль «Тайбола». Заниматься организацией такого масштабного события — рискованно и тяжело, сообщил директор фестиваля Илья Кузубов. Однако заместитель министра культуры области Наталья Бакшеева сказала, что правительству региона хотелось бы сохранить фестивальный проект, и она думает, что «создатель все же пересмотрит свое решение». Она также упомянула, что фестиваль получил федеральное финансирование. Однако Илья Кузубов опроверг эту информацию.
Вот что говорит об этом сам директор фестиваля:
— Отрадно слышать, что Министерство культуры Архангельской области заинтересовано в продолжении фестиваля «Тайбола». Я благодарен за все письма поддержки и за в целом административную помощь с организацией безопасности: полиция, МЧС, ГИБДД, пожарные, ГИМС дежурили во время проведения фестиваля, как и привлеченная нами ЧОП, служба волонтерской охраны и частная скорая помощь «Шанс».
Наталья Бакшеева сказала, что фестиваль «получил большую грантовую поддержку от Президентского фонда культурных инициатив». Но это не так, отметил Илья Кузубов:
— Информация о том, что мы выиграли грант ПФКИ неверна. За всю историю работы данного фонда мы подавали 4–5 различных заявок (я уже точно не помню), не только с фестивальными модулями, но и с другими проектами. Кажется, самым первым был проект «Ярче!», направленный на роспись вместе со школьниками рекреаций в школах Северодвинска, Новодвинска и Архангельска. Мы ни разу ничего не выигрывали, хотя заявки были от разных организаций, и некоторые заявки были максимально детально проработаны.
Директор фестиваля отметил, что «Тайбола» не претендует на исключительность в плане каких-либо грантов. Но даже с малым вкладом на старте можно с большей вероятностью найти недостающие средства на федеральных конкурсах. Об этом и была речь в комментарии во время фестиваля.
«В таком формате фестиваль, конечно, должен был поддерживаться [властями]. Это [всё делается] на героизме. Героизм конечен», — отметил Илья Кузубов, говоря о возможном закрытии фестивального проекта.
— Да, мы можем организовать всё сами, и в этом году фестиваль прошел исключительно на оргсбор, личные средства и помощь компаний-партнёров, — рассказал Илья Кузубов. — Однако помощь даже крупных организаций составляет настолько незначительную часть в общем бюджете, что проще сказать, что фестиваль был запущен на личные сбережения одного человека. Здорово, что после мероприятия не пришлось продавать недвижимость (которой нет).
Организаторы в этом году вынужденно отказались от социального проекта «Открытый мир» для людей с инвалидностью, убрали музыкальную локацию «Тихая сцена» и не смогли запустить акселератор для дизайнеров одежды и модной индустрии Поморья. Существенно пришлось снизить расходы на привозы музыкантов и мастеров издалека.
— Фестиваль прошел хорошо, однако он мог бы выйти намного лучше в плане контента и уровня организации. Чудо случилось лишь потому, что огромное количество человек помогало своим трудом, другие хотели приехать и нашли возможность, чтобы приобрести билеты, — прокомментировал директор фестиваля. — Судя по десяткам отзывов в социальных сетях и СМИ, фестиваль «Тайбола. Седьмая вода», нашёл отклик в сердцах гостей и участников и, разумеется, принёс немалую экономическую и культурную пользу Холмогорскому району и Поморью в целом. Нужен ли он области? Да, я уверен в этом. Должен ли фестиваль с каждым годом становиться лучше, безопаснее и интереснее? Да, конечно. Получится ли развиваться или хотя бы оставаться на прежнем уровне, имея исходные вводные — энтузиазм и 3–4 года работы для «сбора копилки» на новую серию — нет, не получится.
Илья Кузубов ранее также отметил, что «Тайбола» продолжит существовать, но в других форматах.