
Карбас — это традиционное поморское судно
Построить собственное судно, стать настоящим капитаном и отправиться в большое путешествие под парусом — это мечта любого мальчишки, который хоть раз читал приключенческие романы. Воплотить фантазию в жизнь смог архангелогородец Николай Выморков. Для этого ему понадобилась команда единомышленников и любовь к истории родного края. Рассказываем, как северяне без опыта судостроения собрали поморский карбас и стали моряками-энтузиастами.
Северяне путешествуют на традиционном карбасе
«Собирали всем миром»: как строили карбас
Сейчас традиционный холмогорский карбас «Ровда» уверенно рассекает воды Северной Двины, а его капитан готовится к экспедиции по Онеге, парусной регате в Карелии и первому выходу в Белое море. Сложно поверить, что год назад это красивое судно было собрано руками простых людей.
«В принципе, карбас строится довольно легко и просто. Бывалые мастера с командой опытных плотников собирают такой за неделю-две. Мы работали по выходным, по этому процесс растянулся с мая по сентябрь прошлого года», — рассказывает Николай Выморков, руководитель проекта «Ровдина Гора».

Команда у карбаса меняется, а капитан всегда один
Ровдина Гора находится на Курострове — это малая родина Михаила Ломоносова. Одноименный проект «Ровдина Гора» занимается восстановлением старинной мельницы и развитием туризма в этих местах. Один из последних проектов — холмогорский карбас, его построили на президентский грант.
Собирали судно на голом энтузиазме. Освоить старинное ремесло оказалось непростой, но выполнимой задачей.
«Нас было четверо — Я, Катя, Игорь, Леша. Это те, кто строил постоянно. Плюс приходили волонтеры, что-то делали, помогали. В общем, всем миром мы собрали карбас».

Создавали «Ровду» по старинным чертежам. Так, как это делали мореходы три столетия назад.
«В конце XVIII века на Ровдиной Горе работала судоверфь Степана Негодяева. Он был мастером своего дела, строил корабли и карбасы. И мы решили повторить эту историю в этом же месте. Нашли старый карбас (он послужил образцом), чертежи, почитали историческую литературу XIX века. Ну и прожили этот опыт судостроения, в своей мастерской».

Опыта команде не хватало, обидные ошибки стали частью процесса. Но упорство помогло довести проект до конца.
«Сложно было непривычными к этой работе руками делать незнакомые операции. Я много читал об этом, много кому помогал, что-то подглядывал, просматривал видео. Но когда начинаешь делать сам, появляются сомнения в голове, в мышцах. Где-то не там отрежешь, где-то не там отпилишь. Сложнее всего было гнуть доски. У нас был момент, когда мы одну досочку перегнули, и потом ее пришлось с карбаса снимать и делать новую».

Как «Ровда» покоряет реки
Карбас обкатали в октябре прошлого года. Он успешно справился с испытаниями, а вот экипажу судна пришлось тяжко.
«Был план дойти от Курострова до Архангельска. Это 70 километров пути. Но нам не повезло с погодой, ветер был встречный и целый день мы гребли. Прошли, наверное, километров 55 и остановились недалеко от Малых Карел».
Тогда в команду вошли два журналиста 29.RU. Об этом увлекательном и тяжелом путешествии читайте — тут.

Первое путешествие «Ровды»
В 2025 году маршрут удалось пройти полностью. Ветер способствовал.
«Мы дошли до Архангельска за 10 часов. Был легкий попутный ветер. Путешествие получилось быстрым и расслабленным, всю дорогу разговаривали разговоры, смотрели по сторонам».

В июне «Ровда» покорила бурную Онегу. Экипаж из четырех человек прошел от Каргополя до Белого моря за пять дней.
«Река Онега довольно дикий край сейчас. Деревушек там мало, поэтому мы рассчитывали на свои силы в первую очередь. Это очень порожистая река, там есть свои нюансы по глубинам, по течениям. Нужно было досконально изучить маршрут».
Небольшое видео из путешествия по Онеге
Теперь капитан холмогорского карбаса планирует впервые выйти в Белое море, а уже в августе принять участие в регате традиционных лодок у острова Кижи в Карелии.
Хотели бы прокатиться на таком карбасе?
Обо всём важном и интересном мы рассказываем на наших площадках в соцсетях. Самое активное обсуждение местной и федеральной повестки, подробности, фото и видео — в нашем сообществе во «ВКонтакте», самые оперативные новости — в нашем канале в Telegram.