«Чему только не учатся девушки в декрете», — начинает свою историю мастер-керамист из Архангельска Ирина Чижкова. Глину в руки молодая мама взяла впервые в январе 2017 года. Теперь же она может похвастаться своей небольшой мастерской керамической посуды «Теплота» и тарелочками, которые обрели своё место на кухнях испанцев, французов и норвежцев.
«Создавать своими руками — особый восторг»
Несмотря на то, что творческого хобби у Ирины до этого не было, интересом к керамике она прониклась давно — в социальных сетях следила за мастерами из других стран. Сама же работала в сфере финансов.
Ирина признается, что никакого особого момента, щелчка для того, чтобы начать работать с глиной, не было. Решение зрело со временем:
— Муж у меня всегда в творчестве, и круг общения у нас такой же. На подсознании и мне хотелось делать что-то самой. Я осознавала, что в наш век потребления, когда ты можешь что-то создавать руками — это особый восторг.
Но закупиться глиной — это только полдела. Если хочешь создавать настоящие изделия из глины дома, то придется обзавестись и собственной печью для обжига. На своем опыте Ирина узнала, что если в больших городах место, где глиняную тарелочку за небольшую плату тебе обожгут, найти легко, то в Архангельске такие услуги никто не оказывает.
— Соответственно, нужна была печь. Я приняла решение, что мне это интересно, я хочу попробовать. Это было самое большое вложение средств. Теперь она стоит у меня дома. Я взяла небольшую — на 40 литров. Все изделия обжигаются при температуре 1080 градусов, поэтому дома теперь еще и всегда тепло, — улыбается Ирина Чижкова.
Стоимость подобной печи варьируется, начиная от 180 тысяч рублей.
Повоевать пришлось с глазурью
Первые пробы работы с глиной внушали девушке надежду на успех нового хобби. Взяв глину в руки, она решила, что лепить будет тарелочки. Волновалась, так как в глине может остаться воздух, из-за чего изделие лопнет и растрескается в печи. Но первый обжиг прошёл удачно — привереда-глина покорилась, из печи «вылезли» целые и крепкие изделия. Трудности же ждали впереди — не слушалась глазурь, которой Ирина покрывала тарелочки, добавляя прочности и цвета.
— Руки уже опускались: то цвета не те получались, то трещины, то подтёки. Я и раньше читала, и убедилась сама, что неспроста керамика женского рода. Это очень капризная вещь, как женщина. Нужно терпение, когда на любом из этапом все старания могут пойти насмарку. Я сначала все неудавшиеся тарелки хранила, думала, что хоть мозаику сделаю, а потом решилась и просто выкинула. Месяца два я так обжигала-обжигала, училась, смотрела какие-то вебинары, общалась с другими керамистами — все они душевные, добрые люди, — делится Ирина.
Поначалу занятия с глиной приходилось жестко синхронизировать со сном маленького сына. Как только удавалось его уложить, Ирина шла в мастерскую, в которую превратилась одна из комнат в квартире. И старалась за два часа подготовить партию тарелочек для последующей сушки и обжига. Работу с глиной действительно нельзя растягивать на несколько дней — иначе просто нечего будет загрузить в печь. Так что в каком-то смысле режим молодой мамы помогал быстро осваивать премудрости увлечения.
Творческая кухня керамиста
Теперь сын подрос и даже сам с любопытством смотрит на мамино хобби, поэтому найти время на творчество проще.
Ирина для своих работ заказывает светложгущуюся глину — испанскую или с Донбасса. Она приходит в пакетах по 20 килограммов. Одного такого пакета хватит приблизительно на 20 тарелок, без учёта возможного брака. 5–7 дней тарелочкам нужно дать высохнуть. Этапы обжига всегда проходят ночью. На первый уходит 8 часов. Через сутки после наступает время покрывать изделия глазурью, которую Ирина дома разводит сама, и вновь на 6 часов ставит посуду в печь. У этого момента, считает она, есть особая магия, когда неброское покрытие при высоких температурах превращается в яркое.
Есть еще и третий обжиг — когда глазурью покрывается только лицевая сторона тарелочки, вторую обрабатывают с помощью молочения: втирают в нее жирное коровье молоко — купить его можно и в обычном магазине. В печь тарелочку на этом этапе ставят при температуре 300–350 градусов. Это помогает закупорить поры и защитить тарелку от действия влаги. Но даже после этого в посудомоечную машину тарелку ручной работы лучше не отправлять.
Пока что Ирина предпочитает создавать именно плоскую посуду, вылепляет все формы своими руками. Для этого она пользуется самыми популярными техниками: лепка из пласта и шара. Уже сейчас ей хочется переходить на формы повыше, делать вазочки или чашки, но всему этому она пока только учится. О покупке гончарного круга тоже задумывалась, но говорит, что отказываться от тактильных ощущений при лепке руками совсем не хочется.
Тепло рук, благодаря которому получается красивая посуда для дома, вдохновило и на название проекта:
— «Теплоту» я выбрала, долго не думая. В процессе изготовления тарелочки тепло рук присутствует на каждом этапе. И сами они получаются такими, что несут тепло в каждый дом.
Украшениями для тарелок служат оттиски листьев, веточек растений и кружев или деревянных штампиков.
— В этом году лето радует, поэтому срываю, и листочки сразу идут в дело. Один из самых классных отпечатков получается лопухом: похоже на сердце по форме, прожилки напоминают сосуды. А начинала я с кружев. Всё время спрашивала у ребят о старом кружеве: может от бабушек кому-то достались или в деревнях залежались. То кружево более плотное, и рисунок получается четкий, — объясняет мастерица.
Из печи — в Испанию, Францию, Норвегию
Ирина все время подчеркивает, что для нее создание посуды — больше хобби. Хотя через социальные сети и друзей она уже заявила о себе и теперь делает изделия на заказ.
— Когда все начало получаться, мы отсняли тарелочки. В апреле 2017-го создали аккаунты в соцсетях. Информация быстро распространилась, так как у нас очень много творческих знакомств. У друзей у нас, например, есть кулинарная студия — им показалась интересной такая посуда. И вообще это нестандартный подход к подарку. К праздникам теперь работа всегда кипит, — рассказывает Ирина.
Познакомиться с ее работами сейчас можно не только в интернете, но и на ярмарках мастеров в Архангельске. Заказы часто делают сами архангелогородцы, через которых, по словам Ирины, тарелочки получают путевку за границу: подарком их отправляли уже в Барселону, на Майорку, в Таллин, а также в города Норвегии и Франции. По России же чаще заказывают жители Санкт-Петербурга и Москвы, но добираются тарелочки и до Сочи, Саратова, Тольятти.
На выполнение заказа у девушки уходит примерно 20 дней — этого времени хватает, даже если тарелочка «не выжила» на каком-то из этапов, и ее нужно сделать заново.
Мастер заметила, что ее работами чаще интересуются люди, любящие путешествия — яркая посуда напоминает им о впечатлениях от посещенных стран. Первыми на тех же ярмарках у нее разбирают изделия всех оттенков зеленого цвета — видимо, летнего настроения и листвы поклонникам авторской посуды на севере все же не хватает. Интерес заказчики проявляют и к тарелочкам с необработанными краями.
Обращаются к ней и с просьбами, от которых она отказывается совершенно точно:
— Я принципиально не делаю копии. Бывает, что просят сделать на тарелке рисунки, подсмотренные у других керамистов, которые специализируются именно на изображениях, у них есть свой особенный стиль. Я могу сделать так же, но брать заказ не буду, потому что это плагиат, — делится Ирина.
При этом она рассказывает, что сам творческий процесс, как и в первое время, приносит ей большую радость. Конечно, бывают и моменты кризиса. Сейчас у Ирины, как она сама признается, сложные отношения с бесцветной глазурью, которая испортила во время обжига не одну партию посуды с рисунками. К неудаче мастер относится философски: неподатливый материал можно на время отложить, а пока поэкспериментировать с чем-нибудь другим.
Полина Карпович