В 1937 году прямо на берег Белого моря близ деревни Лопшеньга приземлился легкомоторный самолет. Он прилетел, чтобы спасти женщину, у которой уже двое суток шли тяжелые роды (позже она родила двойню). У местных жителей «ероплан» вызвал бурю эмоций: люди сбежались на берег, по всей деревне вывесили красные флаги. С этого события началась история архангельской санитарной авиации. В 1960-х в Лопшеньге появился деревянный аэропорт, который до сих пор принимает и отправляет «Аннушки» и Ми-8. Подобных аэровокзалов на Севере осталось всего семь. Сделать из него уникальный музей, не прерывая приема самолетов, решили в Кенозерском нацпарке. Рассказываем, что уже получилось и какие изменения еще впереди.
Идея посетила председателя рыбколхоза
Илья Иконников — «русский поэт, авиатор, журналист». Так он описывает себя на своей страничке во «ВКонтакте». Почти каждый день он публикует на стене фотографии самолетов, вертолетов, пилотов и селян в Лопшеньге и других деревнях и селах на берегах Белого моря. В этой фотолетописи уже больше 7 тысяч снимков. Илья Александрович родом из Онеги, из династии авиаторов — его дед и отец тоже работали в этой сфере. Начальником аэропорта именно в Лопшеньге стал в 2012 году. Он рассказал, что в этой старинной поморской деревне аэропорт обслуживает круглый год около двухсот жителей, пилоты делают рейсы два-три раза в неделю при полной загрузке. В деревню есть наземный путь, но он долгий, неудобный и дорогой. Поэтому люди предпочитают именно самолет. От Лопшеньги до Архангельска на самолете Ан-2 — в простонародье «Аннушке» или «кукурузнике» — всего 50 минут лета.
Еще год назад Илья Александрович приходил на работу в стылое здание аэропорта. Хотя начальник авиаплощадки старался следить за вокзалом — то тут ремонтировал, то там подкрашивал, оно все равно прилично обветшало со времен постройки. Но недавно стало и теплее, и уютнее. Жизнь авиатора и жителей деревни начала меняться из-за одной интересной идеи.
— Все началось с того, что председателя рыболовецкого колхоза из соседней деревни Летняя Золотица Сергея Самойлова посетила мысль: он захотел установить реальный самолет Ан-2 из аэропорта Васьково у себя в деревне и превратить его в музей. Но по разным причинам самолет пока так и не привезли. Зато идею что-то сделать по истории малой авиации на Летнем берегу Белого моря подхватили в Кенозерье, 2-й Архангельский объединенный авиаотряд тоже поддержал, — рассказал предысторию Илья Иконников.
Так появился проект «Воздушные причалы Белого моря». В Кенозерском нацпарке решили сначала восстановить сильно обветшавшее и полузаброшенное здание аэропорта, а затем сделать прямо внутри музей для местных жителей и путешественников. Под руководством начальника службы развития нацпарка Александры Яковлевой проект при поддержке Фонда президентских грантов весной 2019 года получил 2 миллиона рублей от Фонда Потанина.
«Запах неба и махорки» и «Огонь-батарея»
Преобразование аэропорта началось с доброго знака: в конце июля на чердаке среди разного хлама сотрудники парка нашли оклад старой иконы «Нечаянная радость». После реставрации ее вернут в деревню. А в конце августа в Лопшеньгу на неделю прибыли волонтеры — пятеро москвичей и одна архангелогородка. Перед ними поставили задачу — подготовить здание аэропорта к работе профессиональных рабочих и строителей.
— Чем мы только не занимались: разобрали две печки, потом очищали кирпичи, которые остались, чтобы их можно было еще раз использовать. Еще собирали камни на побережье для укрепления фундамента, помогали разбирать пол, очищали доски от коры. В конце смены так сдружились, что уезжать не хотелось — хотелось остаться в Лопшеньге и продолжать помогать проекту всеми силами, — поделилась впечатлениями одна из участниц проекта фотограф Ольга Бобкова.
Сотрудник МГУ Христофор Эрамжян рассказал о своей мотивации:
— Осуществилась моя давняя мечта — увидел Белое море без берегов. И я был рад поработать на благо авиации, потому что об Ан-2 я знаю не понаслышке. У меня этот самолет ассоциируется с одним из «Денискиных рассказов» Драгунского под названием «Запах неба и махорочки». Он о том, как Дениска с мамой отдыхал в каком-то колхозе, в Москву они собирались возвращаться поездом, но дедушка Дениски знал, что внук ни разу не летал на самолете и уговорил их лететь на «Аннушке». В итоге кончилось тем, что этим рейсом планировали везти металлолом, и уже перед самым отлетом к нему подвезли машину с ним, мама Дениски побелела от страха, вытащила сына из самолета и убежала прочь. А из Лопшеньги нас на Ан-2 свозили посмотреть Летнюю Золотицу. Еще была экскурсия в деревню Яреньга, там нам провели мастер-класс по засолке рыбы.
После волонтеров приехали строители. Они заменили крышу с шиферной на металлическую, начерно набрали новый пол в зале ожидания, утеплили фундамент и обложили его камнями. На летном поле сгнившие лиственничные городки поменяли на цементные. Вместо разрушенных старых печек поставили новую из металла. Печка называется «Огонь-батарея».
Сказка пока не закончилась
Первый этап работ в этом году завершили в октябре. Туристы, по словам начальника аэропорта, сразу заметили, что аэропорт изменился к лучшему, и стали еще больше на его фоне фотографироваться. В следующем году обустройство аэропорта и музея продолжат.
— Предполагается сделать одну из комнат чисто музейной. Собрать документы, фотографии, истории 1960–1970-х годов, поставить технику и приборы тех лет, чтобы воссоздать атмосферу советского сельского аэропорта. Местные жители уже интересовались, предлагали свои материалы о том, как строился аэродром. Есть уникальная фотография 1937 года с того самого первого санитарного рейса. Я сам часть своего архива готов передать в музей. В зале ожидания, как рассказывала мне Александра Яковлева, появятся мультимедийные устройства, на которых можно будет тоже посмотреть кадры фото- и видеохроники из прошлого и настоящего. Еще радостно, что планируют отремонтировать помещение диспетчерской вышки, в котором я непосредственно работаю. Не знаю, как долго еще будут летать в Лопшеньгу самолеты, но, по крайней мере, здание аэропорта сохранится для деревни. Пока эта сказка не закончилась, людям авиация нужна, и слава богу, — подытожил Илья Иконников.
Не отказались и от идеи установки Ан-2 как памятника в аэропорту. Предполагается, что его доставят в Лопшеньгу в следующем году. Скорее всего, это будет тот самолет, который в 2016 году совершил аварийную жесткую посадку из-за неисправного двигателя на лед Северной Двины. Возить пассажиров на нем уже нельзя, а вот в качестве музейного экспоната машина вполне может подойти.