Экология Мусорная реформа в регионе мнение «Сжигание — не решение проблемы»: экоактивист рассказала, как Поморью завершить «мусорную реформу»

«Сжигание — не решение проблемы»: экоактивист рассказала, как Поморью завершить «мусорную реформу»

Анастасия Кочнева из движения «42» раскрыла подробности нового исследования по утилизации отходов

Одно из предложений движения «42» — сократить образование отходов, организовав качественную систему раздельного сбора

Проблема с накоплением мусора на полигонах и свалках Архангельской области никуда не исчезла, хотя уже несколько лет как в регионе запущена «мусорная реформа». Архангельское областное экологическое движение «42», активисты которого занимаются этой проблемой, разработало сборник рекомендаций по управлению ТКО. Упор в них сделан на сортировке мусора, а не на сжигании или захоронении. Член координационного совета движения Анастасия Кочнева специально для 29.RU выделила главные выводы этого исследования, которые должны помочь экологии Поморья.

Третий год в Архангельской области, как и во всей стране, продолжается «мусорная реформа». Фактически она началась еще раньше, с изменений в Федеральном законе № 89 «Об отходах производства и потребления». Правки должны кардинально изменить систему обращения с отходами и снизить их негативное влияние на окружающую среду.

Несмотря на реформу, полигоны и большая часть свалок остаются на месте, количество отходов на них продолжает расти. Почему так происходит? Какие изменения в управлении отходами должны произойти на региональном уровне, чтобы минимизировать экологический ущерб?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы изучили зарубежный и российский опыт. Этим большим исследованием мы занимались весь прошедший год. Мы сделали вывод, что регионы в разработке территориальных схем не учитывают высшие приоритеты государственной политики в области обращения с отходами, ошибочно делая ставку на захоронение, сжигание или производство RDF-топлива. По итогу у нас получился сборник рекомендаций по управлению ТКО в Архангельской области. Следование рекомендациям, на наш взгляд, поможет решить проблему коммунальных отходов в регионе. Этот сборник мы адресуем представителям органов власти, бизнеса и заинтересованной общественности.

Исследование состоит из шести разделов, которые соответствуют так называемой «иерархии методов обращения с отходами». Рекомендации рассмотрены для каждого метода. Публикация распространяется свободно и доступна для бесплатного скачивания. Для электронного документа мы рекомендуем двухстраничный режим просмотра. Если вам необходима бумажная версия, пожалуйста, напишите нам на почту: ecomov42@gmail.com.

Некоторые выводы исследования:

1. Для решения проблемы роста количества отходов, свалок, захламления природных территорий необходимо предпринимать действия для сокращения образования отходов и увеличения срока жизни товаров. На региональном уровне это могут быть ограничения по использованию пластиковой посуды, полиэтиленовых пакетов и упаковки при проведении культурно-массовых мероприятий.

2. Сократить образование отходов и снизить их класс опасности можно лишь с помощью организации системы раздельного сбора отходов. Без разделения отходов в местах их образования (в домах и квартирах) существенно снижается их качество для последующей переработки.

3. Раздельное накопление — лишь первое звено инфраструктуры обращения с отходами. Следующие звенья этой цепочки: сортировочные станции или комплексы, где потоки отходов (досортировываются) исходя из особенностей материалов (например, по цвету или форме); а также перерабатывающие предприятия, где вторичные ресурсы превращаются в новые товары. Связующими между этими звеньями являются логистические маршруты. От грамотности их построения зависит успех и эффективность всей системы обращения с отходами.

4. В крупных муниципальных образованиях (городах и поселках городского типа) для организации раздельного накопления рекомендуется использование контейнеров. Двухпоточная система («сухие отходы» — «мокрые отходы» или «вторсырье» — «всё остальное») может быть успешна лишь на первоначальном этапе. В дальнейшем для повышения эффективности системы раздельного накопления необходимо устанавливать дополнительные контейнеры для сбора отдельных фракций (многофракционный сбор), дополняя систему центрами вторичной переработки, пунктами приема вторсырья и/или фандоматами. В первую очередь отдельные контейнеры нужны для сбора фракций, которые в двухпоточной системе теряют качество — для стекла и макулатуры.

5. Во всех населенных пунктах систему раздельного накопления отходов необходимо дополнять так называемыми «Центрами вторичной переработки», куда жители могут сдать крупногабаритные и строительные отходы, электротехнику, шины и прочее. В крупных городах таких пунктов должно быть несколько, в сельской местности необходимо создавать один центр на несколько поселений.

6. Для создания и обслуживания системы раздельного накопления в рамках действующего законодательства рекомендуется привлекать местный бизнес, который уже занимается заготовкой вторичных ресурсов, оказывая ему поддержку. Финансировать эту деятельность возможно из регионального бюджета в рамках региональных проектов.

7. Система организации сбора, досортировки и переработки отходов должна быть прозрачна и не вызывать сомнений у населения.

8. Строительство МСК и сортировочных станций должно планироваться вместе с внедрением инфраструктуры РСО. Это повысит количество извлекаемого вторсырья, его качество и ликвидность, сократит количество «хвостов» для захоронения на полигонах.

9. В регионе рекомендуется создание предприятий для материальной утилизации вторичных ресурсов (здесь имеются в виду предприятия, которые перерабатывают отобранные фракции в конечную продукцию). В первую очередь для повышения эффективности отрасли обращения с отходами и снижения углеродного следа необходимо создавать предприятия по переработке наиболее тяжелой фракции — стекла.

10. Поскольку пищевые отходы по массе составляют практически половину образующихся ТКО, рекомендуется создание инфраструктуры для утилизации пищевых отходов.

11. Производство RDF-топлива, термическая утилизация (и другие виды сжигания) ТКО не соответствуют высшим приоритетам государственной политики по обращению с отходами и не способствуют решению проблемы отходов в регионе, поэтому категорически не рекомендуются для применения.

12. Для сокращения объема неперерабатываемых отходов следует ограничить оборот неперерабатываемых товаров и упаковки, сконцентрироваться на развитии систем многоразового использования. Оставшиеся товары и упаковку необходимо стандартизировать для упрощения процесса сбора и сортировки.

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления